При жизни имама Зейн аль-Абидина (мир ему) неправильное понимание вероучения (итикад) отразились на жизни общества, в каждой сфере совершались большие грехи. В такое время, когда люди потеряли сознание предстоящего отчета, они позабыли и о следующей жизни.
Имам Саджад (мир ему) в этой обстановке все силы направил, чтобы вновь напомнить верующим о следующем мире с помощью молитв и наставлений:
«Сделай меня страшащимся Твоего обещанного наказания, дай мне отсрочку и дай мне быть осторожным без твоего устрашения и дай мне дрожать при толковании твоих аятов. Даруй нам счастье, чтобы по ночам Ты нас будил для поклонения тебе, чтобы одиночество я проводил в воззваниях к Тебе (тахаджуд), чтобы мое уединение стало близостью с Тобой, дай, чтобы о своих потребностях я рассказывал Тебе, чтобы просил у тебя спасение от огня и искать прибежища у Тебя от наказания»[1].
«Я прибегаю к Твоей защите от огня, поглощающего частями, от огня набрасывающегося по частям, от огня, который разлагает кости, который поит своих обитателей кипятком, который не обращает внимание на умоляющих, который не бывает милосердным к просящим милосердия, который не может облегчить наказание тем, кто склонились и покорились, от самого обжигающего огня, который встречает своих обитателей самым горестным и яростным наказанием»[2].
«Для того, чтобы защититься приготовь для себя причину и контролируй свою душу (нафс). Прежде, чем тебя призовут к испытанию и отчету, подготовь для себя ответы. Если ты будешь из уверовавших, узнавших религию, следующим за истиной и любящих друзей Аллаха, (тогда) Аллах даст тебе знать доказательство (ответ, который следует дать), откроет твои уста для истины и таким образом, дав прекрасный ответ, ты будешь обрадован раем и довольством Аллаха.
Тебя встретят ангелы с милостью и дарами. Если же так не произойдет, то твои уста будут запечатаны, твое доказательство будет ложным. Ты не сможешь ответить и тебя обрадуют вестью об аде, и ангелы наказания встретят тебя кипятком ада и обжигающим огнем»[3].
История о том, какой день является самым великим днем для человека
Один человек пришел к имаму Зейн аль-Абидину (мир ему) и пожаловался на свою жизнь.
Имам сказал ему так: «Несчастен сын человеческий, каждый день он сталкивается с тремя бедами, но несмотря на это, он не извлекает уроки из них. Если извлечёт уроки, то тяготы и трудности этого мира станут для него легкими.
Первое его горе: с каждым днем его жизнь уменьшается. Если он терпит убыток в имуществе, то впадает в печаль. В то время, как со временем он может вернуть свое имущество, но вернуть жизнь обратно невозможно.
Второе его горе в следующем: что он каждый день ест. Если он ест разрешенное, то должен будешь дать за это отчет, а если ест запретное, то должен получить наказание.
Но третье еще важнее».
Когда у него спросили: «Что это?», он ответил: «С каждым завершенным днем он делает еще один шаг по направлению к следующему миру. Но он не знает к чему приближается - к раю или аду».
Затем он сказал так: «(С точки зрения важности) самым великим днем для человека является его выход из чрева матери (день рождения)».
Знающие говорят, что такие слова никто, прежде имама Зейн аль-Абидина (мир ему) не произносил»[4].
[1] «Сахифа Саджадийа», из молитвы в день Арафата
[2] «Сахифа Саджадийа», часть из молитвы, которую читал после ночной молитвы
[3] Тухафу’л Укул, с. 505
[4] Бихару’л Анвар, т. 78, с. 160
Статья написана используя перевод труда выдающегося исламского ученого современности профессора Хайдара Баша "Имам Зейн аль-Абидин ас-Саджад (ас)". Перевод с турецкого: Арслана Кули.