Представление об элементарных существах, обитающих в воде и в воздухе, в земле и огне, в животных и растениях, является очень древним и распространено по всему миру, как мы можем увидеть это из
многочисленных примеров в мифологии и сказках, фольклоре и поэзии. Так как в этих представлениях обнаруживается поразительное сходство, не
только между ними, но также с фигурами из снов и фантазий современных людей, мы можем сделать вывод, что в их основе должны лежать более или менее постоянные факторы, которые всегда и везде проявляют себя одинаково...
Исследования глубинной психологии показали, что образы и фигуры,
порожденные спонтанной, мифообразующей способностью психики, не
должны рассматриваться как просто воспроизводящие или пересказывающие
внешние явления. Они являются также выражением внутренних психических
фактов и поэтому могут считаться одним из видов психической
саморепрезентации. Эта идея также может быть применена к элементарным
существам, и, следовательно, мы должны спросить – отражается ли в них
анима и каким образом? К сожалению, всесторонний обзор материала здесь
не представляется возможным. Я могу привести только несколько примеров
и обсудить в связи с ними те аспекты, которые кажутся мне важными в
данном контексте. Поэтому среди всех элементарных существ – великанов,
гномов, эльфов, и т. д. – я буду рассматривать только тех, которые либо из-за
своего женского пола, либо из-за отношения к мужчине могут считаться
олицетворением анимы. Как хорошо известно, анима представляет собой
женский аспект личности мужчины и в то же время его представление о
женской сущности в целом, другими словами, архетип женственности.
Следовательно, эти фигуры будут считаться фигурами анимы только тогда,
когда они будут содержать типичные и ясно распознаваемые женские черты,
и мы будем придавать особое значение этим чертам в надежде получить
понимание природы анимы в целом. Наиболее подходят для нашего
исследования такие существа, как нимфы, девушки-лебеди, русалки и
феи, знакомые нам по множеству легенд и сказок....
Только когда формы появляются из бессознательного и схватываются сознанием, они становятся отчетливо и ясно распознаваемы, и только тогда про них можно сказать что-то определенное. В самом деле, лучше не изображать бессознательное как реальную область, с четко определенным, якобы точным содержанием; такой подход полезен лишь тогда, когда он помогает привнести неизвестное содержание ближе к нашему пониманию. В гипногогических видениях бессознательное содержание часто появляется сначала в виде облака, которое обретает определенную форму позже.
Стремление к чему-то новому и к переменам, прежде чем явно проявиться в
сознании, сначала появляется в бессознательном, обычно в форме
эмоциональной суеты, неясных импульсов или необъяснимого настроения.
Когда это случается через женщину, это означает, что бессознательное побуждение переведено в сознательное с помощью женского элемента в мужчине, т.е. через его аниму.
Пифия, сивиллы и Муза – женские создания, и они могут быть связаны с
северными провидицами; их высказывания имеют иррациональный характер и похожи на безумие с точки зрения разума или логоса. Такие способности, однако, встречаются не только у женщин: всегда существовали также и предсказатели-мужчины; они были способны к этому благодаря женским качествам, открытой позиции, которая делала их чувствительными к влиянию обратной стороны сознания...
Из-за того, что анима, женский аспект психики мужчины, обладает такой
восприимчивостью и отсутствием предубеждения по отношению к
иррациональному, она является посредником между сознанием и
бессознательным. Эта женская позиция особо важную роль играет у
творческих мужчин; недаром мы говорим «зачатие идеи, вынашивание
мыслей, их рождение или высиживание.
В психологических терминах мы говорим, что требования жизни и развитие
сознания разрушают первоначальную целостность ребенка. Например, в
развитии мужского эго-сознания не учитывается женская часть души, и
таким образом она остается «в первобытном состоянии. То же самое
происходит и при разделении психологических функций: так называемая
подчиненная функция остается «позади, и в результате становится
неопределенной и бессознательной. По этим причинам анима у мужчин
обычно остается бессознательной. Освобождение достигается путем
признания и интеграции этих неизвестных частей души.
Другое элементарное существо, особо популярное и древнее – это русалка,
предмет сказок, легенд и фольклора всех времен, ее фигура стала для нас
привычной из-за бесчисленных образов. Она также служит вдохновением для
современных поэтов и часто появляется во снах.
Будучи женственной по сути, анима, как и женщина, преимущественно
обуславливается эросом, то есть принципом соединения и отношений, в то
время как мужчина в большей степени привязан к причине, к логосу –
различающему и регулирующему принципу.
Но зеркало, как символ фигуры анимы, также имеет другое
значение. Одна из функций анимы – быть зеркалом для мужчины, отражать его мысли, желания и эмоции, как это делали валькирии. Вот почему анима так важна для него (как внутренняя фигура или будучи спроецированной на реальную женщину) – таким образом он узнает о вещах, которые пока еще являются бессознательными для него. Конечно, часто эта функция анимы приводит не к большей осознанности и самопознанию, а только к самоотражению, которое льстит мужскому тщеславию или даже вызывает сентиментальную жалость к себе. И то, и другое, естественно, увеличивает власть анимы и поэтому таит в себе опасность. В то же время, это часть женского предназначения – служить мужчине зеркалом, и поразительная искусность, которую женщины достигают в этом, помогает им нести на себе проекцию анимы мужчин.
Анима – связь с родником или источником жизни в
бессознательном. Когда такой связи не существует или же она нарушена,
возникает состояние застоя или апатии, часто настолько сильное, что
вынуждает человека обращаться к психиатру.
«Змея" и этот образ также может воплощать элементарную
женственность. Она представляет более примитивную и хтоническую
женственность, чем, к примеру, рыба, и определенно большую, чем птица, в
то же время ей приписывается ум и даже мудрость. Кроме того, змея также
опасна. Ее укус ядовит, ее объятья удушают, хотя каждый знает, что,
несмотря на эти опасности, ее воздействие пленительно.
Появляясь в многочисленных мифах и сказках, змеи не всегда символизирует
женское начало. В наше время во снах и фантазиях как мужчин, так и
женщин змея часто символизирует до-человеческое и
недифференцированное либидо, а не психический компонент, который
осознается или может стать сознательным.
В то же время существуют отдельные примеры, где змея определенно имеет
характер анимы. Обсуждая психологические аспекты фигуры Коры, Юнг
рассказывает сон молодого человека о змее, которая вела себя «нежно и
вкрадчиво и говорила с ним человеческим голосом. Другой мужчина,
который иногда видел змею, свившуюся кольцом в его саду, чувствовал, что
она смотрит на него удивительно человеческими глазами, как будто хочет
завязать с ним отношения.
Всякий раз, когда анима появляется в качестве хищника, как часто
случается во снах и фантазиях, подчеркивается ее опасность. К примеру,
мужчина может видеть сон, в котором львица, покинув свою клетку,
приближается к нему и вкрадчиво ходит кругами вокруг него. Затем она
превращается в женщину, становится угрожающей и хочет его поглотить. В
таких снах обычно появляются тигры, пантеры, леопарды и другие хищники.
Бессознательное имеет не только тенденцию удерживаться в своем
элементарном состоянии, поглощать и разрушать то, что уже стало
сознательным; оно так же активно действует в противоположном
направлении. Существует бессознательное содержание, которое борется,
чтобы стать сознательным, и оно мстит подобно эльфам, если не
принимается во внимание. Потребность к росту сознания, по-видимому, по
своей природе является архетипической, как будто существуют инстинкты,
которые стремятся к этой цели. Но откуда приходит этот импульс или какова
природа динамики, запускающей этот процесс, мы не знаем. Это относится к
нераскрытым тайнам психики и жизни.
Рассматривая все, что было сказано об этих элементарных
существах, мы видим, что они в целом обладают похожими
характеристиками и ведут себя примерно одинаково. Более того, эти
характеристики и результаты, к которым они приводят, могут быть связаны с
теми свойствами, которые присущи аниме. Как природные создания, так и
анима представляют принцип эроса: природные создания передают скрытые
знания, а анима – информацию о содержании бессознательного. И те, и
другие оказывают пленительный эффект и часто обладают силой,
достаточной для того, чтобы привести к разрушительным результатам,
особенно когда некоторые условия, влияющие на отношения между
человеком и элементарным существом (или между сознательным эго и
анимой), нарушаются. Это нарушение является причиной того, почему так
много легенд заканчивается неудовлетворительно – разрушением
отношений. Из этого следует, что такая связь – очень тонкое дело, как и
отношение к аниме.
На самом деле, из опыта мы знаем, что анима
предъявляет определенные требования к мужчине. Она является
психическим фактором, с которым необходимо считались, а не игнорировать
его, как это обычно происходит, так как мужчине обычно нравится
идентифицировать себя со своей мужественностью...
Однако дело не в том, чтобы полностью отдать свою
мужественность на службу Леди Аниме или совсем лишиться ее, а в том,
чтобы предоставить женственности определенное место внутри себя, так как
она тоже является частью мужчины. Это можно сделать через признание и
реализацию эроса, принципа отношений, что означает не только осознание
своих чувств, но и использование их, потому что для того, чтобы создать, а
особенно сохранить отношения, нельзя обойтись без субъективной оценки
(то есть чувств).
Для мужчины, согласно его природе, важно отношение к
объектам, своей работе или другой области интереса; для женщины же
важны личные отношения, и это также касается анимы. Ее цель – вовлекать
мужчину в такие отношения, но она также может помочь ему придать им
форму после того, как женский элемент будет интегрирован в сознание. До
тех пор, пока этот элемент работает автономно, он разрушает отношения или
делает их невозможными.
Исследования и находки глубинной психологии показали, что для
современных людей (или, по крайней мере, для большинства из них)
достижение согласия с бессознательным является необходимым. Для мужчин
особенно важны отношения с анимой; для женщин – отношения с анимусом.
Эти факторы, строя своего рода мост, устанавливают связь с
бессознательным в целом. Анима, как правило, проецируется сначала на
реальную женщину; это может привести к возникновению у мужчины таких
отношений с женщиной, которые он, в противном случае, посчитал бы
невозможными; с другой стороны, это может также привести к тому, что он
станет слишком зависимым от нее, с разрушительными результатами,
описанными выше.
До тех пор, пока существует эта проекция, мужчине, естественно, трудно
построить отношения с внутренней анимой, собственной женственностью.
Кроме этого, во снах мужчин часто являются фигуры женщин, которые не
идентифицируются ни с кем из реальности. Обычно они появляются как
«незнакомки", «неизвестные" или «скрытые вуалью женщины", или, как в легендах, принимают образ получеловеческих созданий. Сны такого рода обычно производят сильное впечатление и окрашены чувствами; легко поверить, что они имеют значение для психики.
Интеграция анимы, женского элемента в психике мужчины,
является частью процесса индивидуации. В связи с этим, однако, надо
принять во внимание один очень важный момент, а именно то, что женский
элемент, который должен стать интегрированной частью личности, это
только часть анимы, а именно ее личный аспект. Анима также есть архетип
Женственности, он является надличностным по своей природе и поэтому не
может быть интегрирован.
Когда анима распознается и интегрируется сознанием, изменяется
отношения к женственности в целом. Эта новая оценка принципа
женственности приносит с собой также должное почитание природы; в то
время как интеллектуальная точка зрения, доминирующая в науке и
технологии, приводит к эксплуатации природы. К счастью, сегодня можно
наблюдать признаки улучшения ситуации.