Многие темы по школьным предметам повторяются из года в год по кругу. Это направлено на то, чтобы, во-первых, через повторение запомнить лучше пройденные темы и, во-вторых, углубить имеющиеся знания. Поэтому многие, надеюсь, оценят вариант урока окружающего мира про дома древности.
Любой урок должен иметь цель. В учебнике были рассказы о разных домах древности, а передо мной стояла задача сделать их полезными для учеников.
Что можно было узнать из текста, так это местность, где строили определенный тип домов, а также то, как они сделаны. Так что для конспектирования я предлагаю такую инфографику, где нужно подписать материалы разных жилищ, как деревянные прутья в чуме.
Повторюсь, что предварительно детям стоит вписывать слова карандашом, чтобы те не испытывали страха ошибки. За этим следует уже совместное обсуждение, в котором можно попросить по одному человеку описать один тип жилья, и задание со звездочкой - назвать, чем отличается то или иное жилье, в чем его особенность.
Отдельное внимание в программе уделяется избе, поэтому можно поработать с текстом про нее отдельно. Для того, чтобы он был удобоваримым для младшеклассников, следует предварительно читать все параграфы в учебниках и, если текст кажется слишком объемным, бесцельным, переписывать его на человеческий язык: сокращать, разделять на абзацы, выделять ключевые слова.
Помимо переработки текста здесь также добавлены вопросы, на которые ученикам следует ответить после прочтения. И именно на них и отвечает выданный текст.
А для повторения и закрепления темы на этом же уроке или в начале следующего предлагаю следующее задание.
По ключевым словам ученики должны определить, что речь идет о сакле(мазанке), юрте(чуме) и избе и, воспользовавшись рабочим листом с домиками, вписать материалы для построек.
После этого можно и нарисовать домики для поросят (1 на выбор или 3 для особо быстрых)
Таким образом, на уроке не просто был прочитан параграф про дома в древности, а дети узнали про различные материалы, сравнили культурный контекст, поняли, почему дома различаются в разной местности и показали свое знание в применении. Более того, на уроке использовались разные форматы получения нового знания и виды деятельности.