Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Самостоятельный ребенок

Всем хочется, чтобы их ребенок был самостоятельным – сам одевался, сам ел, сам справлялся с гигиеническими процедурами, а может и с домашними делами помогал... Но нужно запастись терпением, самостоятельность будет проявляться со временем, и вам нужно обеспечить для этого все необходимые условия.

Прежде чем ждать от ребенка самостоятельных действий в какой-то конкретный момент времени, нужно спросить себя, а нет ли дефицита какой нибудь потребности.
 Сон, еда, вода, кров
 Безопасность, здоровье, гигиена
 Игры, общение, движение, самовыражение
 Уважение, признание, принадлежность
 Любовь, принятие, привязанность

Ребенок не будет стремиться к самостоятельности, если он очень устал, и ему хочется спать. Не будет ребенок самостоятельно играть, если ему не хватает внимания и любви мамы. Не будет ребенок самостоятельно одеваться, если он заболел и ему плохо. Поэтому, если малыш канючит, ноет, тянет время, когда надо что-то сделать, то возможно, таким образом, он стремится закрыть какую-то другую потребность.

Так же для развития самостоятельности в ребенке важна самооценка и самоощущение. Поэтому важно, чтобы вы:
 Верили в ребенка и доверяли ему. Не нужно говорить ребенку, что он сейчас сломает, уронит, разобьет, поверьте в то, что сейчас он справится, а если нет, то это случайность, так тоже бывает.
 Предоставляли право выбора, принятия решений. Чтобы ребенок чувствовал себя важным, чувствовал свою ответственность, значимость.
 Учитывали мнение, чувства ребенка. Это важно, потому что если вы не будете этого делать, то и ребенок не сможет понять и услышать себя, ему нужна помощь.
 Поддерживали, проявляли эмпатию. Особенно важно, когда что-то не получилось, в чем-то ошибся, проиграл. Не нужно его ругать, если он уронил тарелку, и ли сделал задание неправильно, помогите ему все исправить, ведь на ошибках учатся.

И вот уж точно фразы, которые не стоит говорить:
 «Я сама все сделаю»
 «Иди лучше поиграй»
 «Ты все неправильно делаешь»
 «От куда у тебя руки растут»
 «За тобой все переделывать придется»
 «Посмотри, что ты натворил»
 «Уйди, ты ничего не умеешь»
 …

Важные правила
1. Участие в семейном быту всех членов семьи, вне зависимости от гендера и возраста. Если кто-то из членов семьи не участвует в домашних делах, то ребенок будет видеть, что это нормально, что кто-то убирает, а кто-то нет. А когда все члены семьи участвуют в домашних делах и соблюдают общие правила, то и ребенок, чувствуя свою принадлежность к семье, будет стремиться участвовать в общем деле.
2. Вместо приказов и указаний просьбы. Обратите внимание, как часто мы взрослые отдаем приказы детям: «Убери немедленно!», «Положи на место!», «Вытри!», «Помой!». Это не помогает приобщить ребенка к домашним обязанностям, и точно не идет на пользу вашим отношениям. Ведь гораздо лучше сказать: «Мне нужна твоя помощь, помоги, пожалуйста, убрать со стола», «Если тебе больше не нужна эта книга, положи ее, пожалуйста, туда, где она лежала», «Хочешь, я помогу тебе убрать этот мусор, или ты справишься сам?»
3. Благодарность. Не забываем говорить «спасибо», это очень важно, ребенку будет приятно слышать, что он действительно сделал что-то важное. Он будет чувствовать что то, что он сделал, это хорошо, это ценно.
4. Непрошенные советы. Как это неприятно слушать, когда кто-то постоянно говорит, что ты делаешь все неправильно, как лучше это сделать. Представьте, что на работе ваш начальник будет постоянно стоять у вас за спиной, и говорить в чем вы ошиблись и как правильно. Никакой мотивации не будет. Так и хочется сказать: «Тогда делай сам!» Ребенок конечно так не скажет, но будет неосознанно саботировать эту деятельность, ведь чувства будут у него неприятные, и он их будет избегать.
5. Ожидания и ошибки ребенка. Многие родители ожидают, что ребенок должен делать все хорошо с первого раза. И часто не хватает терпения, чтобы дать ребенку время этому научиться. Да, поначалу вытирая стол, все крошки будут на полу, колготки будут надеты задом наперед, заплетенный хвостик будет с петухами, что-то будет разлито, разбито…. Думайте о том, что с каждым разом ребенок все ближе на шаг к тому, когда все это будет уметь.
6. Тревога. Если вы тревожитесь, то следует сначала справиться со своей тревогой, прежде чем, давать ребенку самостоятельность. Просто подождите, дайте себе время. Возможно, еще не время давать ребенку нож или разрешать пользоваться плитой. Ребенок будет считывать тревогу, и сам будет тревожиться, а это не способствует самостоятельности.
7. Режим дня. Для ребенка это необходимость! Режим дает ребенку безопасность, уверенность, спокойствие. Ведь все идет как всегда, значит все отлично. Рекомендую так выстроить режим дня, чтобы нелюбимые занятия чередовались с любимыми. Можно ставить акцент на том, что будет потом. «Вот уберем игрушки, и пойдем смотреть мультик», «Сейчас уберем все со стола и пойдем тогда рисовать». Повесьте яркий плакат, на котором будут нарисованы действия в соответствии с режимом дня, так ребенку будет легче ориентироваться.
8. Не переделывать ничего за ребенком никогда! Ребенок узнает, вообще делать ничего не захочет, или будет делать очень плохо, лишь бы отстали. Вот представьте, что вы пишите курсовую работу, стараетесь, приносите ее, а преподаватель выкидывает ее в мусорное ведро, не читая. Что вы почувствуете? В следующий раз, когда вы будете писать другую работу, вам захочется стараться так, как в первый раз? А если из раза в раз это будет происходить? Переделывая за ребенка, вы обесцениваете его труд.
9. Предлагать помощь, а не навязывать. Вот, например, ребенок пытается шнурки завязать, старается, пыхтит. Родитель все это видит, подходит, говорит: “Давай помогу», и делает все за ребенка. Или даже молча, просто берет и делает все за ребенка, не дав ему время, сделать самому. И ребенок чувствует себя неумехой, беспомощным, ни на что не способным. И зачем стараться, если кто-то сделает это лучше и быстрее? Если уж так сильно хочется помочь, спросите его, нужна ли ему помощь. Если нет, то придется подождать, пока ребенок сделает сам.

Так же, хотелось бы обсудить такой термин, как «выученная беспомощность». Это такое состояние, при котором человек, сталкиваясь с трудностями, проблемами, не может их решить самостоятельно, он не чувствует связи между своими поступками и их результатом, думает, что не может ничего изменить. Чтобы этого не случилось, нужно знать, что к этому приводит:
1. Игнорировать мнение, чувства ребенка
2. Формирование неуверенности в своих силах
3. Снижение мотивации
4. Чувство неуспешности, неспособности
5. Обесценивание труда ребенка
6. Гиперопека
7. Сравнение с другими
8. Стыдить и ругать за ошибки и неудачи

Они же, причины, являются звоночками, которые подсказывают, что нужно что то делать, менять в воспитании, решать это сейчас, пока ребенок еще маленький.

Еще упомяну такое состояние, как «регресс». Когда ребенок вдруг делает шаг назад, будто разучился, забыл, как что-то делается. У этого состояния есть причины:
 Временная утрата навыков и умений, обусловленная стрессовыми ситуациями (адаптация к садику, школе, развод родителей, потеря члена семьи или питомца, и другие ситуации)
 Поиск подтверждения любви и принятия. Ребенок не чувствует себя любимым, принятым. Совершенно неосознанно будет создавать такие ситуации, в которых бы о нем позаботились.
 Потребность в надежности привязанности. Если эта потребность не закрыта, то все свои усилия ребенок будет тратить на поиск надежности привязанности. У него не будет покоя, необходимого для развития и стремления к самостоятельности. Работать над отношениями должен взрослый, а не ребенок.
 Компенсация, связанная с гиперопекой, высокой степенью контроля. Сильно контролируя какие то области в жизни ребенка, гиперопекая его, психика будет искать те области, которые ребенок может взять под свой контроль, и будет в них «отыгрываться»

Правильная организация среды.

Чтобы ребенок рос самостоятельным, нужно создать такую среду вокруг ребенка, чтобы ему была доступна самостоятельность. А это значит, все должно быть на его уровне. В прихожей повесьте вешалку, чтобы ребенок мог доставать и вешать одежду самостоятельно. Пусть будет место, где ребенок сможет взять запасные трусики, носочки, другую одежду. Не надо много ему класть, но пролив что-то на себя или испачкавшись, ребенок должен иметь возможность взять запасную одежду самостоятельно.

В ванне поставьте подставку к раковине, повесьте на кран насадку, которая позволит ребенку самому включать и выключать воду. Зубная щетка, паста, мыло, расческа – все это должно быть в доступе для ребенка.

На кухне нужно организовать такое место, где ребенок сможет сам взять тарелку, вилку, ложку. Ему нужно предоставить возможность самому налить себе воды, взять фрукт. Поставить подставку около раковины, чтобы ребенок мог ей пользоваться.

Пусть будет место, где ребенок сможет брать маленькую метелку, совочек, тряпочку, чтобы ребенок мог за собой убрать, если это понадобится.

Чем старше становится ребенок, тем больше возможностей ему открывайте, чем доступней будет среда вокруг, тем больше пространства для роста самостоятельности будет у ребенка.

Автор: Петрова Мария Павловна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru