Моя бабушка пережила войну. Я до сих пор помню ее рассказы о голоде. О том, как ее старший брат своровал где то несколько картофелин, и они плакали, когда ее ели. "Петька, нельзя воровать!" говорила моя бабушка брату. "Маньша, есть очень хочется!" отвечал Петька, и они продолжали грызть картошку, а сами рыдали. Поэтому моя бабушка была очень строгой, если я смела оставить кусочек хлеба на столе.
Я много читала о голодных годах в Китае. Видела фильмы про это. Общалась с дочерью одного национального героя, который поднимал голодный Китай. Исходя из прочитанного, услышанного и увиденного, мне казалось что культ еды должен быть даже выше, чем у наших людей, переживших муки войны. И он есть, в том смысле, что едят китайцы постоянно. Но их голод уже не удовлетворить просто травой в специях. Состоятельные китайцы уже искушены, они знают толк в еде, и в ее количестве. Я не про это. Я про то, сколько еды выбрасывается просто так.
В России, не скажу как в городах, но в деревнях отношение к остаткам еды особенное, ведь все может пойти в дело. До сих пор так. Ну, по крайней мере в тех семьях, где держат домохозяйство. Родители моего мужа до недавнего времени держали свиней, и конечно все остатки шли им. Когда я в детстве отдыхала в пионерском лагере, я видела как собирают остатки еды в огромные чаны. Потом огромные, громкие женщины из соседней деревни приходили за этой "вкуснятиной" для своих свиней и курей. Мне казалось, что в Китае так же должно быть. Тем более, что голодно было. Тем более, что народу много. Тем более, что пахотных земель нет, скот разводится плохо, а растет все в основном на химии. Но нет, не наблюдаю.
В нашей школьной столовой, если на раздаче тебе положили не то, на что ты указал, то то, что положили, просто выбрасывается. Сотрудники набирают всего по немногу, и в итоге получается гора еды, в которой они потом ковыряются, пытаясь отделить блюдо от блюда. В итоге очень много идёт на выброс. Мы живём в деревне, и казалось бы, вот они, почти бесплатные корма. Но нет. Остатки еды, вместе со стаканчиками от йогурта, салфетками, полиэтиленовыми пакетами, просто сваливаются в несимпатичный чан, и на выброс.
А почему так? Потому что уплачено. То, с чего уже сняли прибыль, не интересно никому. От слова совсем. За еду уже заплатили родители учеников. Не по меню и смете, а по примерному расчету потребления за год. Туда уже заложено все: сколько не доложат в порцию, сколько украдут с кухни, сколько унесут все кому положено, и не положено. Кому надо при этом возиться с какими то остатками.
Обидно за еду.