Найти тему

Питание на железной дороге: история и факты

Оглавление

Как развивалось питание на железной дороге? Когда появились первые вагоны-рестораны? Где открылись первые привокзальные кафе? Сегодня приглашаем вас отправиться в гастрономическое путешествие вместе с Музеем железных дорог России.

Первые вокзальные рестораны

Уже на первой в России железной дороге — Царскосельской — появились вокзальные рестораны, для работы в которых приглашались лучшие повара из Франции.

Путь из Санкт-Петербурга в Москву с открытием Николаевской железной дороги занимал около суток, поэтому вопрос питания пассажиров имел насущный характер. На станциях открывались буфеты и рестораны, которые, как и вагоны, делились на классы.

Среди пассажиров с низким достатком были популярны станционные торговцы, которые приносили к поездам приготовленную дома еду.

Ресторан Ленинградского вокзала, город Москва. Фотограф: Ф. Г. Пинчук.
Ресторан Ленинградского вокзала, город Москва. Фотограф: Ф. Г. Пинчук.

Обеспечение водой

Для обеспечения пассажиров холодной питьевой водой и кипятком на станциях имелись специальные здания — кубовые. В них располагались резервуары и оборудование для кипячения воды. Можно было выпить стакан чая в стационарном буфете или наполнить от кубовой свой чайник и ехать с ним до следующей крупной станции.

Первые вагоны-рестораны

Первые вагоны-рестораны на отечественных железных дорогах, вероятнее всего, появились в составе поездов «Международного общества спальных вагонов и скорых европейских поездов». Эти составы курсировали между пограничной станцией Вержболово (Кибартай) и Санкт-Петербургом с конца XIX века до начала Первой мировой войны.

В начале XX века вагоны-салоны-столовые включались в Скорые сибирские поезда на маршруте Москва — Иркутск. Готовые блюда в них доставляли из вокзальных ресторанов, расположенных на станциях по маршруту следования поезда. Питание следовало заказывать заблаговременно.

После революции в пассажирских вагонах образцовых поездов проводники стали готовить чай в обыкновенных самоварах, а в отдельных вагонах были оборудованы помещения под буфеты. В начале 1950-х годов в цельнометаллических пассажирских вагонах появились титаны — специальные котлы-нагреватели для приготовления питьевого кипятка. Также в послевоенный период на заводах Восточной Германии стали массово строить для СССР вагоны-рестораны с полноценными кухнями, холодильниками и удобными столиками для посетителей. Тогда вагоны-рестораны стали эксплуатироваться во многих поездах дальнего следования.

Вагон ресторан фирменного поезда «Арктика», 1970-е годы. Фотограф: Ф. Г. Пинчук.
Вагон ресторан фирменного поезда «Арктика», 1970-е годы. Фотограф: Ф. Г. Пинчук.

На высокоскоростном железнодорожном транспорте еду разносят стюарты

С развитием высокоскоростного сообщения железнодорожники начали заимствовать опыт авиационного транспорта — питание готовится на специальных кухнях, расположенных вблизи станций отправления, а стюарты разносят его пассажирам во время движения.

Некоторые даты

● В 1867 году в США был построен первый вагон-ресторан.

● С 1896 года в России в поездах международного следования появились вагоны-рестораны.

● С 1910 года вагоны-рестораны в нашей стране стали появляться и в поездах внутреннего сообщения.

Хотите узнать больше о питании на железных дорогах? Приходите в Музей железных дорог России! У нас вы увидите редкие коллекционные предметы и даже сможете пообедать в кафе, стилизованном под вагон-ресторан.

Любопытные предметы из фондов музея

В наших фондах есть масса интересных предметов, касающихся питания на железных дорогах. Например, тарелка «Общепит» Конаковского фаянсового завода.

Вид клейма на дне тарелки указывает на то, что она выпущена не ранее 1974 года и не позднее 1980-х годов. На кромку простой белой тарелки нанесена надпись «общепит». Этот термин появился в советское время. Такие тарелки использовались, в том числе, и в столовых на привокзальных станциях, и в вагонах-ресторанах. Планировалось, что данная посуда будет использоваться только в учреждениях общественного питания.

Тарелка «Общепит» из фондов музея
Тарелка «Общепит» из фондов музея

Или форменный белый халат для проводницы фирменного поезда «Николаевский экспресс». Такие халаты проводницы надевали при проведении служебных вагонных работ, чтобы не запачкать основной форменный костюм. Например, при подаче чая или блюд с едой пассажирам.

Халат белый женский форменный для проводницы фирменного поезда «Николаевский экспресс». Период 1999-2009 гг.
Халат белый женский форменный для проводницы фирменного поезда «Николаевский экспресс». Период 1999-2009 гг.

А какие у вас пищевые предпочтения в железнодорожном путешествии? Пишите в комментариях!

Всегда ждём вас в гости!

Установите мобильное приложение «Цифровая платформа Музея железных дорог России» и опробуйте два режима использования: «В музее» и «Вне музея».

Скачать в Google Play

Скачать в App Store