Мари Кондо — японка, социолог по образованию и автор серии книг по организации пространства. Мари Кондо уже в 19 лет открыла компанию по уборке домов. В 2011-м она написала мировой бестселлер «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни», который был опубликован в более чем 30 странах.
Автор разработала целую философию «магической уборки». Ее метод находится на стыке обычного наведения порядка и психологии. Кондо предложила не только эффективную систему расхламления и хранения вещей, но и ритуалы, которые помогают владельцам понять, нужна ли вещь или пора с ней распрощаться.
1. Лучше один раз убраться идеально, чем сто раз хорошо
Когда мы слышим про уборку, мы, конечно, представляем себе мытье пола, тряпки, вытирание пыли, мытье посуды и стирку вещей. Но почему-то не думаем про философию вещей. Именно поэтому мы убираемся, но нашей уборки хватает на пару дней, а потом дом становится вверх дном.
А теперь представьте, что уборка — это не просто избавление от пыли, это целая перезагрузка вашего дома. Представьте ваши ощущения в идеальном доме. Поможет в этом визуализация — найдите картинки вашего идеального дома и поставьте цель — создать себе уютный дом с картинки за несколько месяцев. Да, по началу у вас будет уходить по 8-10 часов лишь на одну категорию вещей и вы будете пробовать разные методы хранения. Но через пару недель вы поймете, что становитесь к цели все ближе и ближе.
2. Убираемся в 2 этапа: сначала выбрасываем ненужное, а затем организуем хранение всего оставшегося
Это важный этап, так как идеально разобрать по полочкам можно даже хлам, но зачем? Сначала выбросьте все, чем вы не пользуетесь, и что вас не радует. Только после этого расставляйте предметы по местам и применяйте метод вертикального хранения вещей.
3. Хранить вещи эффективнее по категориям и подкатегориям, а не по комнатам
При таком подходе вы наводите порядок не просто в комнате, вы распыляете магию порядка на всю квартиру. Если есть возможность, то лучше отвести под всю одежду один огромный шкаф или организовать гардеробную. Все книги — в одной библиотеке. Все гаджеты и провода — на одной полке. Вся посуда — в одном месте.
4. Оптимальный порядок проведения уборки: одежда, книги, бумаги (документы)и другие вещицы
Вижу цель — иду к ней. Здесь ничего необычного: чтобы не сбиться с пути к идеальному порядку раз и навсегда, нужно действовать последовательно. Мари вывела самую оптимальную формулу наведения порядка. В ней есть скрытый смысл: мы двигаемся от самого простого к самому сложному, тому, что вызывает большее количество эмоций, а значит, позволяет почувствовать «искры радости».
По-японски это звучит как tokimeku и не имеет точного перевода на европейские языки, поэтому переведем поэтически — эти вещи должны «рождать биение сердца», и об этом следующий пункт.
5. Основной принцип отбора — вызывает ли вещь радость
По мнению Мари Кондо, секрет порядка и счастливой жизни в доме заключается в том, чтобы быть окруженным только любимыми вещами. Чтобы понять, что сохранить, а что выбросить, возьмите вещь в руки и спросите себя «Вызывает ли это радость?». И больше ничего. Никаких торгов: «Но она же абсолютно новая!» или «Эта ваза с позолотой стоит как самолет!». Какой в ней смысл, если она не радует? Почему предмет важно подержать в руках: если возникает чувство тяжести, какой-то вопрос, то… Вы знаете, что нужно делать. На выброс. Если вы наткнулись на целую «команду запасных», то есть несколько одинаковых вещей, то расставьте их по рейтингу и оставьте дома только те, что в топе.
Убираться — это значит выбирать, что мы хотим сохранить, а не то, что мы хотим выбросить. Практику благодарения применяем ко всему тому, что уходит на выброс, так как у каждого предмета свое предназначение (да, даже у вашей старой теннисной ракетки есть предназначение!). Возможно, именно эти вещи помогли вам осознать когда-то что-то важное, но теперь надо двигаться дальше.
С чем, скорее всего, лучше попрощаться:
- газеты, брошюры и другая макулатура,
- просроченная косметика,
- одежда и обувь с дырками или очень поношенная,
- пустые банки, бутылки, коробки,
- сломанные вещи.
6. Сложить ВСЕ вещи одной категории в кучу
Применить этот принцип просто: выбираете категорию, например, одежду, а затем вываливаете всю одежду из всех комнат в одну кучу. Поначалу будет страшно, но не переживайте — помните, что вы убираетесь один раз и навсегда! Далее начинаем работать с этой категорией — выбрасываем весь хлам и раскладываем по полочкам и вешалкам все, что осталось.
7. Хранить вещи вертикально, а не стопками (кроме посуды) рациональнее
Что можно хранить вертикально: одежду, стопки белья, текстиль, книги и многое другое. Суть принципа в практичности — вы сразу находите нужную вещь, достаете ее из стопки, а порядок сохраняется. Шкафы с одеждой после упорядочивания по методу хранения вещей Мари Кондо становятся похожи на удобные «картотеки».
8. Вместо покупки специальных ящиков для хранения можно использовать коробки, которые у вас уже есть
Обувные коробки идеально подходят для большинства вещей. Также можно использовать пустые коробки из-под бытовой техники. Если контейнеров не хватает, то лучше купите прозрачные пластиковые — в них будет сразу видно, что внутри, или прямоугольные корзины из металла или ротанга.
9. Каждой вещи – свое место
Основная причина беспорядка — это вещи-кочевники. Украшения, аксессуары, книги, зарядки — они перемещаются по квартире в своем ритме, потому что просто не знают, где их место. Так выделите его им, наконец! Все, что вам останется, — это соблюдать порядок, а значит после использования класть каждую вещь строго в свое место. Мари Кондо советует хранить однотипные предметы в одном месте (вспоминаем категории), а сама система хранения должна быть максимально простой и наглядной.
10. Вредно устраивать множество мест хранения в доме, но при этом у каждого члена семьи должно быть свое пространство для вещей
А вот здесь придется поколдовать. Да, мы договорились о категориях, да, мы понимаем, что не стоит разбрасывать однотипные предметы по всей квартире. Но что делать, когда в семье несколько человек, и у каждого свои привычки и свое количество вещей? Здесь помогут боксы для хранения с подписями и распределение мебели. С одеждой будьте непреклонны: лучше хранить ее в одном месте, просто подпишите ящики или корзины, где хранятся вещи именами владельцев. А там, где объединение в категорию невозможно, разделите вещи по разным тумбочкам и шкафам. Свой уголок должен быть у каждого.
Теперь мы готовы перейти к практическим советам.
Одежда
Порядок разбора одежды по методу хранения вещей КонМари:
- топы, а именно верхние предметы одежды — футболки, рубашки, свитера, толстовки;
- нижние части одежды — юбки, брюки, джинсы;
- одежда, которую нужно развешивать на плечики;
- носки;
- нижнее белье;
- сумки;
- аксессуары — ремни, шапки, шарфы;
- специальная одежда — купальники, одежда для спорта и пр.;
- обувь.
Складывайте и развешивайте одежду одной категории по принципу от тяжёлого к лёгкому, от тёмного к светлому. Также вещи можно распределить по материалам — шерсть, хлопок. Светлые вещи кладите впереди других — это способствует легкому и веселому настроению. Аксессуары можно складывать один в другой, например, положить сумку в сумку.
Книги
Совет для любителей печатных книг и их коллекционированию. Вот несколько способов упорядочить домашнюю библиотеку:
- по типу — художественная, учебная, альбомы, журналы;
- по цвету;
- по алфавиту.
Сама Мари держит в своем доме всего 30 книг, хотя раньше имела большую библиотеку. Теперь она считает, что если книгу ты уже не прочитал, то не прочитаешь никогда. Но вспомним, что Мари — японка, а ведь именно в Японии есть понятие «цундоку», обозначающее «груды непрочитанных книг» и описывающее страсть человека покупать книги и не читать их.
Бумаги и документы
Хранение бумаг — ответственное дело. Оставьте только реально нужное — то, что используется сейчас, или требующее длительного хранения. Решительное «нет» инструкциям к бытовой технике и старым официальным письмам и опросникам. Купите одну папку-органайзер для всех документов.
Остальные вещи: аксессуары, мелочи, гаджеты
Теперь разбираем мелочёвку. Проблема таких вещей в том, что они постоянно кочуют по нашему дому, создавая эффект беспорядка, хотя на самом деле его нет. Разберите вещи на категории:
- диски, флешки;
- косметика;
- ценности (кредитки, паспорта);
- провода и зарядки;
- фурнитура для шитья;
- бытовая химия;
- аптечка;
- другое.
Всё непонятное — на выброс. Мелочь удобно хранить в открытых небольших корзинках или боксах.
Дорогие сердцу вещицы
«Дорожить нужно не воспоминаниями, а той личностью, которой мы стали в результате прошлого опыта. Это урок, который преподают нам памятные вещи, когда мы их сортируем. Пространство, в котором мы живем, должно быть предназначено для личности, которой мы становимся сейчас, а не для того человека, которым мы были в прошлом», — говорит Мари. Прислушаемся и найдем в себе силы расстаться с памятными, но не нужными вещами. Конечно же, с благодарностью!
Наведение порядка на кухне
Если представить, что ваш дом — это город, то кухня в нём — это главная площадь. Что здесь только не происходит: здесь и готовят, и обедают, и сплетничают по ночам, и работают, и отдыхают. Превращаем кухню в место силы: освобождаем столешницу от посуды, продуктов и бытовой химии. Губку со средством для мытья посуды всегда можно спрятать в шкафчик или в специальный бокс в раковине, а посуду скомпоновать так, чтобы она помещалась в нижние отделения кухонного гарнитура. В своей второй книге «Искры радости» Мари рекомендует не хранить нарядную посуду — любимые сервизы, гостевые наборы салфеток, в шкафах-витринах, а использовать ее каждый день. Спорное утверждение, но заполонить шкафы посудой, которую достаешь раз в год — ещё более спорное.
Наведение порядка в ванной
В идеале держать стены вокруг ванной абсолютно чистыми, то есть без полок с вещами: визуальный шум мешает расслабиться. Согласны, но когда вся ванная комната площадью 1,5 х 2 метра, уже не до перфекционизма. Забудьте про хранение на бортиках — влага портит вещи. Поэтому уходовые средства лучше хранить в шкафчиках или на открытых полках сверху. Шампуни, гели для душа и другие средства после использования протирайте от влаги и кладите на место в шкафчик. Как уверяет эксперт по уборке Мари, это лишь на первый взгляд кажется занудством, а на деле сильно упрощает уход за ванной комнатой.
Не попробуешь, не узнаешь
Конкурентов по популярности у Мари нет — она прожгла сердца многих тысяч людей своим ноу-хау по уборке дома. Возможно, с ней есть в чём поспорить, но она — практик с многолетним опытом, поэтому лучше довериться, попробовать и понять на деле — походит ли вам этот подход или нет.
Что делать с ненужными вещами, которые у вас остались? После «Магической уборки» вас ждёт не менее магическое расставание с хламом. Вот несколько волшебных решений:
- сдать аккуратные и чистые вещи в хорошем состоянии в местные благотворительные магазины и волонтерские организации;
- сдать вещи в хорошем состоянии непосредственно в социальные учреждения: дома временного пребывания, дома престарелых и инвалидов, приюты при церквях;
- отвезти пледы, одеяла и полотенца в приюты для животных;
- воспользоваться специальными сервисами по вывозу ненужных вещей;
- отдать их друзьям;
- продать вещи через интернет и соцсети.
И помните, уборка дома и расхламление пространства - это философия. Убираем всё лишнее, придерживаемся рационального потребления и поддерживаем уже созданный порядок вещей. Каждой нужной вещи свой уголок!
А если вам пока сложно оказаться от вещей, которые просто занимают место в вашем доме, посмотрите фильм "100 вещей и ничего лишнего" 2018 года.
Команда ⬤ SPACE ROOM желает Вам только приятных эмоций от покупки мебели. Всем дизайн✌
Источники: cherdak.io, pinterest.com