Найти в Дзене

Самые красивые вокзалы России: Шуя.

В 2023 году железнодорожный вокзал города Шуя в Ивановской области отметил своей 15 летие. Сегодня это один из самых красивых реконструированных вокзалов России.

Со дня открытия движения по Шуйско-Ивановской линии 16.09.1868 года ведется история Северной железной дороги.

-2

⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀

Строительство Шуйско-Ивановской железной дороги началось 27 июня 1867 года на трёх пунктах: близ Шуи, около Вознесенского посада и на реке Уводь.

В августе того же года состоялась закладка здания станции в Шуе.

К тому времени транспортная проблема настолько обострилась, что известные предприниматели, хорошо знакомые с железнодорожным строительством, - М.А. Горбов и И.А. Бусурин предложили организовать акционерное общество Шуйско-Ивановской железной дороги.

Член акционерного общества Иван Попов пожертвовал немалые средства на сооружение дороги. Построили ее за 1 год и 5 недель.

В течение последующих 25 лет он был директором Шуйско-Ивановской железной дороги.

-3

При поддержке Шуйской земской управы и фабрикантов общество учредили императорским указом от 9 мая 1867 г. Выпущенные ценные бумаги на 2 миллиона рублей шуйские и ивановские фабриканты раскупили всего за десять дней.

Железная дорога была построена в рекордно короткие сроки. В 1868 г. 5 сентября в 5 часов вечера в Шую из Новок прибыл первый пробный поезд.

По приблизительному подсчету было установлено, что перевозка грузов сухопутным и водным путем составляет следующее количество:
ежегодно в Москву ситцевых и прочих мануфактурных товаров собственно из Вознесенского посада и Иванова до Новок до 200 000 пудов по 10 коп. – 20 000 руб.;
из Петербурга и Москвы поступает пряденной бумаги, москательных и разных мануфактурных товаров до Иванова или Вознесенского посада до 600 000 пудов по 10 коп. – 60 000 руб.;
в Нижегородскую ярмарку может отправляться до Новок до 150 000 пудов по 1 коп. – 15 000 руб.;
из Нижегородской ярмарки в таком случае прибудет в Вознесенский Посад и Иваново до 150 000 пудов по 10 коп.- 15 000 руб.
К этому нужно причислить получение и отправку товаров в Шую, Вичугу и в местности до 1 000 000 пудов по 7 коп. – 70 000 руб. Весь этот товар отправлялся сухопутно через Шую и по реке Волге».
-4

9 мая 1867 года была утверждена концессия на строительство железной дороги от Новок до села Иванова через Шую.

Общество, получив разрешение на концессию по строительству дороги, представило залог – 180 000 рублей. Общий капитал акционерного общества составлял более 7 млн рублей.

⠀⠀⠀⠀В 1880 году было построено новое здание вокзала, но в 1896 году в связи с увеличением перевозок по железной дороге оно стало тесным, было перенесено на другое место и передано под квартиры железнодорожных служащих.⠀⠀⠀⠀⠀⠀

Существующее здание вокзала в Шуе – хронологически третье по счету – было построено в 1896 году.

-5

Образ железнодорожного вокзала целиком обусловил псевдорусский стиль, основанный на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства и характерный для русской архитектуры конца XIX - начала XX века. Здесь сохранилась единственная водонапорная башня, которая осталась от ансамбля Шуйско-Ивановской железной дороги.

Башни ставили вплотную к путям и паровозам воду заливали просто через настенный кран.

-6

Масштабная реставрация объекта культурного наследия состоялась в 2020 году. В ходе ремонта здания был воссоздан его первоначальный облик.

Внутри же все современное.

-7

Отсюда из Шуи, которая сама по себе красивый, но несколько запущенный городок, примерно 20 километров до Палеха, чуть дальше до Холуя, еще меньше до живописного Дунилово.