В 2023 году железнодорожный вокзал города Шуя в Ивановской области отметил своей 15 летие. Сегодня это один из самых красивых реконструированных вокзалов России.
Со дня открытия движения по Шуйско-Ивановской линии 16.09.1868 года ведется история Северной железной дороги.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Строительство Шуйско-Ивановской железной дороги началось 27 июня 1867 года на трёх пунктах: близ Шуи, около Вознесенского посада и на реке Уводь.
В августе того же года состоялась закладка здания станции в Шуе.
К тому времени транспортная проблема настолько обострилась, что известные предприниматели, хорошо знакомые с железнодорожным строительством, - М.А. Горбов и И.А. Бусурин предложили организовать акционерное общество Шуйско-Ивановской железной дороги.
Член акционерного общества Иван Попов пожертвовал немалые средства на сооружение дороги. Построили ее за 1 год и 5 недель.
В течение последующих 25 лет он был директором Шуйско-Ивановской железной дороги.
При поддержке Шуйской земской управы и фабрикантов общество учредили императорским указом от 9 мая 1867 г. Выпущенные ценные бумаги на 2 миллиона рублей шуйские и ивановские фабриканты раскупили всего за десять дней.
Железная дорога была построена в рекордно короткие сроки. В 1868 г. 5 сентября в 5 часов вечера в Шую из Новок прибыл первый пробный поезд.
По приблизительному подсчету было установлено, что перевозка грузов сухопутным и водным путем составляет следующее количество:
ежегодно в Москву ситцевых и прочих мануфактурных товаров собственно из Вознесенского посада и Иванова до Новок до 200 000 пудов по 10 коп. – 20 000 руб.;
из Петербурга и Москвы поступает пряденной бумаги, москательных и разных мануфактурных товаров до Иванова или Вознесенского посада до 600 000 пудов по 10 коп. – 60 000 руб.;
в Нижегородскую ярмарку может отправляться до Новок до 150 000 пудов по 1 коп. – 15 000 руб.;
из Нижегородской ярмарки в таком случае прибудет в Вознесенский Посад и Иваново до 150 000 пудов по 10 коп.- 15 000 руб.
К этому нужно причислить получение и отправку товаров в Шую, Вичугу и в местности до 1 000 000 пудов по 7 коп. – 70 000 руб. Весь этот товар отправлялся сухопутно через Шую и по реке Волге».
9 мая 1867 года была утверждена концессия на строительство железной дороги от Новок до села Иванова через Шую.
Общество, получив разрешение на концессию по строительству дороги, представило залог – 180 000 рублей. Общий капитал акционерного общества составлял более 7 млн рублей.
⠀⠀⠀⠀В 1880 году было построено новое здание вокзала, но в 1896 году в связи с увеличением перевозок по железной дороге оно стало тесным, было перенесено на другое место и передано под квартиры железнодорожных служащих.⠀⠀⠀⠀⠀⠀
⠀Существующее здание вокзала в Шуе – хронологически третье по счету – было построено в 1896 году.
Образ железнодорожного вокзала целиком обусловил псевдорусский стиль, основанный на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства и характерный для русской архитектуры конца XIX - начала XX века. Здесь сохранилась единственная водонапорная башня, которая осталась от ансамбля Шуйско-Ивановской железной дороги.
Башни ставили вплотную к путям и паровозам воду заливали просто через настенный кран.
Масштабная реставрация объекта культурного наследия состоялась в 2020 году. В ходе ремонта здания был воссоздан его первоначальный облик.
Внутри же все современное.
Отсюда из Шуи, которая сама по себе красивый, но несколько запущенный городок, примерно 20 километров до Палеха, чуть дальше до Холуя, еще меньше до живописного Дунилово.