В августе вышел фильм "Баба Яга спасает мир" и он же недавно появился на стриминге КиноПоиска. Именно этот фильм причина этой статьи.
Помимо того, что название проассоциировалось с "Бивис и Батт-Хед уделывают Вселенную", первые 15 минут фильма задали столько вопросов, сколько ни один фильм Невского не вызовет. И они касались далеко не только драматургии. Актёрская игра детей, режиссура, спецэффекты, сюжет, монтаж, костюмы... После такой сказки невольно захочется посмотреть что-то из Александра Роу и поскольку близится зима, выбор пал на "Морозко". Юмор, песни, харизматичные герои, сценарий — всё будто было на своих местах... Или всё на своих местах, потому что их когда-то расставили в детстве подобные сказки?
Насколько объективно можно оценивать и сравнивать современные сказки с советскими, уже состоявшимся личностям, которые выросли на этих произведениях?
Размышления в этой статье.
Существует поверье, что детей обмануть невозможно, но это не так. Как раз именно дети, чья гуттаперчевая фантазия всё додумывает за реальность, легче всего контролировать. В детстве можно было играть в одну и ту же единственную игрушку сотню раз и создавать вокруг неё целые миры. Если не было игрушки, то искренне верить в то, что "пол — это лава" и ценой жизни стараться не наступать на неё.
Также и с фильмами. Неискушённому маленькому зрителю совершенно всё равно какой бюджет у фильма и на чьи деньги он делался. Он даже не знает, что такое бюджет и сборы. Ребёнку всё равно на дешевые спецэффекты, ведь он не понимает, чем они отличаются от дорогих. Ему всё равно, что костюмы в современной сказке выглядят так, будто в театральной за пять минут до этюда в каптерке студент нарыл какой-то костюм, обляпался гримом, надел первый попавшийся парик и вот он теперь в другом образе.
Дети пойдут на условную "Баба Ягу" и "Морозко" и они примут любые правила игры, которые предложат им фильмы и без всякого скептицизма начнут смотреть сказки. Но вот скорее всего, предпочтение будет больше в сторону современности, ежели не будет нарратива со стороны родителей, мол, старые сказки всё равно лучше и всё тут.
Яркая картинка, стремительный монтаж, который не засиживается на одном плане дольше шести секунд, а то и меньше, широкоэкранное изображение и чего уж говорить — спецэффекты. Ускорение плёнки или монтажное наложение в ходе которого персонаж якобы исчезает, конечно, будут работать для детей, но даже самый кривой нарисованный портал, какой может сделать любой блогер, сработает сильнее, чем яркое, но примитивное превращение человека в медведя.
Брюзжание вокруг современных сказок (и не только их), мол, нонеча не то, что давеча — неизбежно. Как и закономерны сравнения, но дети такими категориями не мыслят. Им всё равно на то, что делаются ремейки диснеевских мультиков или идёт спекуляция на советском прошлом, которого они не застали. Хорошо ли это или плохо, сказать сложно. Чему-то поучиться у чистого детского восприятия безусловно стоит.
И помимо этого, объективно сравнить в нынешнем возрасте уже невозможно, потому что едва ли получится честно оценить старые сказки с нынешними. Всегда будет скидка на время и чувство ностальгии. И, может, если бы мы увидели в современной "Бабе Яге" эти ужасные парики и спецэффекты в детстве, то предпочли бы их, а не старые сказки с не менее условными костюмами и допотопными визуальными эффектами, которые мы сейчас не замечаем в силу той же условности, ностальгии и скидки на время.
Зато в них есть душа!
Да, она есть, но чья? Ребёнка, который когда-то увидел эту сказку и запомнил её навсегда? Так что мешает маленькому зрителю вложить частичку души и в современную сказку, которую, возможно, родители вообще включили ребёнку, чтоб он их не отвлекал на время просмотра...
P.S. Советские сказки, в особенности Александра Роу, это отдельная ниша свойственная только СССР, как французская новая волна свойственна именно Франции, с той лишь разницей, что этот пласт популярен только у нас. Это национальное достояние и тем обиднее, что это наследие идёт на сомнительного качества уловки. Просмотр фильма "Баба Яга спасает мир" был окончен 4 ноября полпервого ночи и любопытства ради захотелось взглянуть на страничку КиноПоиска, чтобы лицезреть статистику.
Статистика была следующей: оценка 7.4 из 10. 180 тысяч людей оставило свою оценку (сейчас почти 200 тысяч). ТОП 2 из 10 по количеству просмотров, но при этом рецензий всего 13. Из них 4 отрицательных, 6 положительных, 3 нейтральные. Благодаря демократическому сервису, не сложно узнать кто и когда поставил оценку фильму. 4 ноября в одно и то же время, а это на секундочку было полпервого ночи, ставили оценку 10 минута в минуту раз за разом множество людей... Вопрос... Что это за флешмоб такой: потребность ставить детской сказки глухой ночью наивысшую оценку? Такие оценки ставятся до сих пор и также в одно время. Стыдно. Да и зачем? Потому что это продукт КиноПоиска, который нужно рекламировать и зарабатывать на этом?
А тем временем, детям на эту жульническую махинацию будет также всё равно. Они о ней даже знать не будут...
____________________________________
А что думаете Вы? Нонеча не то, что давеча? Или всё ровно также, просто мы изменились? Пишите в комментариях и оставляйте свои сказочные лайки!
Всем добра и здоровья! Не забудьте подписаться.