Относительно 10 лет назад, я реже сталкиваюсь с контентом из тематики инфобизнеса. Но новость про задержание Аяза и многочисленные комментарии "не обошли стороной".
Суть дела вкратце: несколько клиентов подали в суд. "Убежденные якобы в высокой результативности образовательных программ 8 граждан заключили договоры возмездного оказания услуг на суммы от 100 тыс. руб. до 1,9 млн руб.». Аяз в СИЗО до 16 декабря.
Хочу для самого себя чуть структурировать размышления про деятельность Аяза, и поделиться ими здесь.
Ответственность как "горячая картошка"
Главное, на что я обратил внимание в обсуждениях - это размытая ответственность за свои слова и действия.
В комментариях часть людей защищает Like-центр, аргументируя тем, что "Аяз не виноват, что вы не смогли усвоить информацию и создать успешный бизнес".
Но при этом в момент рекламирования и продажи обучения/наставничества как раз как будто Аяз и его команда брали на себя избыточную ответственность за результат. Обещая, что обязательно получится, рассказывая, что за 60 минут можно узнать, как увеличить прибыль в 2 раза.
Интересен комментарий "Лайк-центра":
"Но иногда бывает так, что ожидания человека, продукт и стоимость продукта не складываются в идеальное уравнение".
Не они ли сами создавали завышенные ожидания по поводу продукта? Так что некоторые люди даже брали кредиты для приобретения обучающих программ Аяза.
Опять же, я не особо верю, что без преувеличений информационные курсы будут продаваться за сотни тысяч рублей. Сейчас огромное количество источников информации, в том числе недорогих или даже бесплатных. А если говорить конкретно про бизнес, то это навыки предпринимательства и управления, и эффективнее всего их нарабатывать в реальном опыте.
Преувеличение как стиль жизни
Обратил внимание на цитату Аяза, что в доме его дедушки пол был земляным и "даже росли грибы". Здесь как будто преувеличивается масштаб "нищеты", из которой ему удалось выбраться.
Возможно, какое-то количество дней он пожил в деревне. Но про это ведь многие могут рассказать. И про воду из колонки, и про печное отопление, когда нужно долго прогревать избу.
Когда я родился, в одной квартире в хрущёвке вместе жили 8 человек. Означает ли, что если у меня теперь своя квартира в Москве и бизнес, я могу обучать созданию своего дела? А ещё: что из того, что я расскажу в качестве "стратегий успеха" реально сработает у человека?
Ну и как насчёт другой стороны реальности, в которой мой отец до пенсии был техническим директором на заводе и подарил мне мою квартиру в Москве? В бизнесе я стартовал без первоначального капитала, но имел базис в виде высшего образования, возможности если что вернуться в родной Орёл.
"Продавалась" бы хорошо история Аяза без этого преувеличенного описания "несчастного детства"? И дальнейшего приукрашивания "успешной жизни". Хотя там всё, мягко говоря, не совсем гладко было. Согласно моей небольшой инсайдерской информации, лет 5 назад Аяз не настолько уж был богат и "велик", как изображал.
"Не сотвори себе кумира". Агрессия, агрессивный маркетинг
В комментариях в соцсетях по поводу произошедшего много агрессии. У меня есть свои предположения, почему так.
Аяз создал себе крутой медийный образ, люди вовлеклись и рукоплескали. Но как только в эту иллюзию начинают проникать элементы реальности, та же толпа сносит бывшего кумира с пьедестала.
Маркетинг компании Аяза уже давно был агрессивным. Фонило и высокомерием, и токсичными посылами. В этой ситуации основные реакции - это или присоединиться к агрессору, или защищаться. Но ведь те, кто поначалу выбрали первую стратегию, могут что-то переосмыслить...и тогда поднимается волна злости.
Наверное, не обошлось и без "несоответствия ожиданий, содержания продукта и его стоимости".
В рекламном бизнесе я не раз сталкивался с агрессией клиентов, которые высказывали мне недовольство "ваша реклама не работает". Теперь я ещё в начале сотрудничества тщательно обсуждаю с клиентом его ожидания по результатам и цели, сообщаю о возможных рисках. А если ожидания нереалистичные ("хотим за 3 месяца удвоить чистую прибыль" или "мне нужны лиды по 200 рублей) отказываюсь от сотрудничества.
Психологические манипуляции, маниакалочка
Помню, как покойный Парабеллум открыто и прямо рассказывал, как нужно воздействовать на людей, чтобы они "отдали все свои деньги и даже пошли в банк за кредитом". Я видел, как у части аудитории в этот момент загорались глаза, они очень хотели такому научиться.
Система продажи информационных курсов очень часто строится на том, чтобы клиент принимал решение о покупке эмоционально. Иногда для этого совершаются прямые действия по "раскачке на эмоции".
Я такое состояние называют "маниакалочкой". Возможно, психологи поправят меня насчёт такой формулировки.
Это состояние не самое удачное для принятия решений. В нём совершаются странные и бесполезные покупки.
И почему-то решение о приобретении курса часто нужно принимать как-то супер-срочно и быстро...
Если клиент в моменте проходит курсы БМ ("Бизнес-молодости") или Аяза, я стараюсь не подключаться к таким проектам. Скорее всего, человек в той самой "маниакалочке". А вот спустя 6 месяцев после завершения им тренинга можно поговорить более спокойно, реалистично спланировать рекламу и продвижение.
Неэффективные паттерны и жизненные стратегии
Некоторые обучающие курсы транслируют и поддерживают откровенно инфантильные идеи. Вместо развития человек застревает в своих состояниях, а то иногда и регрессирует.
Приведу несколько примеров из контента "Like центра":
- "Аяз расскажет фишки, чтобы каждый смог сделать свою жизнь идеальной" (утопия, фантазии об какой-то особенной жизни)
- "Увеличь доход в раза всего за 6 недель" (здесь и риск выгорания предпринимателя, и завышенные ожидания от себя и жизни, игнорирование собственной скорости развития и роста)
- "Как зарабатывать в лёгкости" (вообще-то "работа" не прогулка весенним солнечным днём по парку, подразумевает и некоторое напряжение, усилия)
- "Как много зарабатывать, если вы ни в чём не эксперт"
В качестве послесловия
Хорошо, что по поводу деятельности Аяза проводится расследование. Очень надеюсь, оно будет глубоким и всесторонним.
Точно нужно какое-то разумное регулирование в этой сфере. Например, уже давно Гугл не позволит вам запустить рекламу на площадке, если на сайте звучат громкие обещания про "похудение на 10 кг за 12 недель", "гарантированное удвоение дохода" и разное подобное.
Ну а с точки зрения потребителей инфопродуктов и рынка...Я думаю, нам ещё предстоит проделать огромную работу по росту осознанности, "взрослению". В том числе проститься с иллюзиями быстрого обогащения, "идеальной жизни", "лёгких заработков".
А ещё мне в чём-то жаль Аяза. Мог бы заниматься спокойно заводом отца или развивать кофейни. К чему эти миллиарды, если по их поводу столько вопросов у правоохранительных органов? А у клиентов недовольства, что его продукт оказался пустышкой.