Некий сеньор встречает незнакомых людей и объединяет их в группу. Они не понимают что происходит, но следуют за ним. Утром выясняется, им теперь не надо есть, умываться и ходить в туалет, и вообще они не видимы для окружающих кроме друг друга. Сеньор возит нечаянных знакомых по местам прежнего бытия каждого, показывает короткие видео будущей жизни и всячески старается вдохнуть вторую жизнь, в прямом смысле, в каждого попутчика. Это сложная задача для людей, самостоятельно решивших уйти из этого мира. Но ментор тоже не прост и тянет за самые чувствительные жилы.
Режиссёр Паоло Дженовезе снял итальянский хит Идеальные незнакомцы, когда близкие люди играя в, по-началу, безобидную игру, узнают много нового. Эта оригинальная идея была куплена, в том числе, и российскими производителями (Квартет "И"). В случае с Первым днём моей жизни, скорее всего, произойдёт тоже самое, ибо ядро идеи потрясающе просто и самобытно.
Мысль - "Что было бы, если я не наложил на себя руки, а продолжал жить?" лубопытна сама по себе. В данном случае создатели наглядно показывают, что мир может покончить с нами раз и навсегда. Мы же не в силах этого сделать с миром. Она течёт как и раньше, преодолевая пороги и заводи течения. Человек решивший уйти по-причинам мести или назло глубоко ошибается. Всё проходит, раны затягиваются, пустоты заполняются, а ушедший берёт на последок ещё один груз греха.
Кино по канве фантастично, но по форме не имеет идентификаторов жанра фантастика. Люди болтаются в нерешенном пространстве одного вечного вопроса - быть или не быть. И это состояние поставлено максимально натуралистично. Все они одиноки, и эта своеобразная передержка позволяет им сблизиться по одному существенному интересу - самоубийство. Как в жизни многие одинокие начинают общение только на тему самого сокравенного. Как и в жизни, тут каждый захлопывает раковину при малейшем посягательству на личное. Всё как в жизни, только невидимость и исполнение некоторых желаний делает фильм. фантастичным.
Дженовезе всегда снимал мейнстрим, но с выдумкой и высокого качества. Такое кино не дотягивает до фестивального присутствием зауми или визуальных экзерсисов. И здорово, что есть режиссёры, которые снимают не глупое популярное кино, поглощаемое большинством. В Первом дне, разумеется, присутствует рефлексия на тему жизни и смерти, самовольном обрывании этой линии на ладони и анализ переживаний окружающих. Но рассказано это без негативных интонаций и фильтров, не хмурым, на слезе, лицом. Все просто, так наверное и есть на самом деле, легковнсно и немного пасмурно.
Актёры замечательно подобраны, чудный Тони Сервилло, муз Паоло Соррентино, как Сталкер, ведёт за собой без страха и упрёка. И остальной состав, каждый по своему, вписывается в это недельное путешествие и доходит до финала со своим набором отличительных черт. Там, в конце, Дженовезе сделал все, чтобы зритель не особенно переживал неудачу с одним из клиентов. Даже несколько пересластил. И именно из-за такй патоки картину нельзя отнести к фестивальный работам. Хотя вектор зрения меняется и со временем этот фильм может стать культовым, как, например, Достучаться до небес.
Сложно понять человека, решившего покончить с собой. Кажется, что дойдя до такой крайности он уже никогда не вернётся, поскольку разочарование и апатия принимают в таком состоянии необратимый характер. Но и доводить до этой границы нельзя. И вспоминая монолог Сони Серебряковой из чеховского Дяди Вани, где она вопит - "... Мы дядя Ваня будем жить. Проживём длинный, длинный ряд дней... а когда наступит наш час, мы покорно умрём... Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди… мы отдохнем…". Поэтому надо веровать и терпеть, жизнь справедливое всех нас и мы обязаны дожить её не расплескав ни единой капли по-напрасну.
Фильм не грустный, как может показаться, даже наоборот, жизнеутверждающий. Ведь большинство решились начать сызнова, а это уже о многом говорит. Смотреть всем, возрастной ограничение 16+ завышено, тема смерти уже давно отступила перед таким высоким цензом. Да и заканчивается картина условным хэппи-эндом.