Найти тему
Кин-дзен-дзен

Первый день моей жизни (2023 г.) где самоубийцам дают 7 дней на "передумать".

Кадр из фильма "Первый день моей жизни".
Кадр из фильма "Первый день моей жизни".

Некий сеньор встречает незнакомых людей и объединяет их в группу. Они не понимают что происходит, но следуют за ним. Утром выясняется, им теперь не надо есть, умываться и ходить в туалет, и вообще они не видимы для окружающих кроме друг друга. Сеньор возит нечаянных знакомых по местам прежнего бытия каждого, показывает короткие видео будущей жизни и всячески старается вдохнуть вторую жизнь, в прямом смысле, в каждого попутчика. Это сложная задача для людей, самостоятельно решивших уйти из этого мира. Но ментор тоже не прост и тянет за самые чувствительные жилы. 

Режиссёр Паоло Дженовезе снял итальянский хит Идеальные незнакомцы, когда близкие люди играя в, по-началу, безобидную игру, узнают много нового. Эта оригинальная идея была куплена, в том числе, и российскими производителями (Квартет "И"). В случае с Первым днём моей жизни, скорее всего, произойдёт тоже самое, ибо ядро идеи потрясающе просто и самобытно.

Мысль - "Что было бы, если я не наложил на себя руки, а продолжал жить?" лубопытна сама по себе. В данном случае создатели наглядно показывают, что мир может покончить с нами раз и навсегда. Мы же не в силах этого сделать с миром. Она течёт как и раньше, преодолевая пороги и заводи течения. Человек решивший уйти по-причинам мести или назло глубоко ошибается. Всё проходит, раны затягиваются, пустоты заполняются, а ушедший берёт на последок ещё один груз греха.

Кадр из фильма "Первый день моей жизни".
Кадр из фильма "Первый день моей жизни".

Кино по канве фантастично, но по форме не имеет идентификаторов жанра фантастика. Люди болтаются в нерешенном пространстве одного вечного вопроса - быть или не быть. И это состояние поставлено максимально натуралистично. Все они одиноки, и эта своеобразная передержка позволяет им сблизиться по одному существенному интересу - самоубийство. Как в жизни многие одинокие начинают общение только на тему самого сокравенного. Как и в жизни, тут каждый захлопывает раковину при малейшем посягательству на личное. Всё как в жизни, только невидимость и исполнение некоторых желаний делает фильм. фантастичным.

Дженовезе всегда снимал мейнстрим, но с выдумкой и высокого качества. Такое кино не дотягивает до фестивального присутствием зауми или визуальных экзерсисов. И здорово, что есть режиссёры, которые снимают не глупое популярное кино, поглощаемое большинством. В Первом дне, разумеется, присутствует рефлексия на тему жизни и смерти, самовольном обрывании этой линии на ладони и анализ переживаний окружающих. Но рассказано это без негативных интонаций и фильтров, не хмурым, на слезе, лицом. Все просто, так наверное и есть на самом деле, легковнсно и немного пасмурно.

Актёры замечательно подобраны, чудный Тони Сервилло, муз Паоло Соррентино, как Сталкер, ведёт за собой без страха и упрёка. И остальной состав, каждый по своему, вписывается в это недельное путешествие и доходит до финала со своим набором отличительных черт. Там, в конце, Дженовезе сделал все, чтобы зритель не особенно переживал неудачу с одним из клиентов. Даже несколько пересластил. И именно из-за такй патоки картину нельзя отнести к фестивальный работам. Хотя вектор зрения меняется и со временем этот фильм может стать культовым, как, например, Достучаться до небес.

Кадр из фильма "Первый день моей жизни".
Кадр из фильма "Первый день моей жизни".

Сложно понять человека, решившего покончить с собой. Кажется, что дойдя до такой крайности он уже никогда не вернётся, поскольку разочарование и апатия принимают в таком состоянии необратимый характер. Но и доводить до этой границы нельзя. И вспоминая монолог Сони Серебряковой из чеховского Дяди Вани, где она вопит - "... Мы дядя Ваня будем жить. Проживём длинный, длинный ряд дней... а когда наступит наш час, мы покорно умрём... Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди… мы отдохнем…". Поэтому надо веровать и терпеть, жизнь справедливое всех нас и мы обязаны дожить её не расплескав ни единой капли по-напрасну.

Фильм не грустный, как может показаться, даже наоборот, жизнеутверждающий. Ведь большинство решились начать сызнова, а это уже о многом говорит. Смотреть всем, возрастной ограничение 16+ завышено, тема смерти уже давно отступила перед таким высоким цензом. Да и заканчивается картина условным хэппи-эндом.