Очевидно, что визуально «исторический» проект лучше уже не станет. К геймплею пока тоже есть вопросы
Мы долго практически ничего не писали на этом канале про игру «Смута». Просто потому, что и официальные и «слитые» по проекту материалы вообще мало на что были похоже – оставалось стойкое ощущение, что речь идет про некий недоработанный билд, который «допилят».
Но всё, времени для отступления нет – студия-разработчик Cyberia Nova назвала конкретную дату релиза – 26 февраля 2024 года. А заодно приурочила к анонсу трейлер, из которого вполне очевидно, что нет – лучше игра сильно уже не станет. И в этом материале пройдемся по тому, что мы знаем о «Смуте» в данный момент, а также что известно о разработчике. И что уже сейчас можно сказать о показанном геймплее.
Словом, вживаемся в образ Юрия Милославского, проникаемся звоном колоколов, отрекаемся от супостатов, и вперед – разбираться в «смутных» подробностях.
Дальнобойщики Смутного времени
Начнем с матчасти. С самого анонса проекта в 2022 году нам говорили, что цель игры – раскрыть подробности «смутного времени» в истории России, дескать этому периоду в массовой культуре было уделено преступно мало. И с этим действительно не поспоришь. Чего уж говорить – «раскрывать» в нашей истории можно очень много чего. Вопрос только в качестве реализации.
Однако базируется сюжет игры не на истории как таковой, а на конкретном произведении – романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», написанном еще в 1829 году писателем Михаилом Загоскиным. И это та категория исторических романов, которые историческими являются лишь отчасти, а по сути являются фантазией на тему определенного временного периода, с указанием его конкретных элементов. И роман этот был весьма популярен в XIX веке, пережив несколько изданий.
Сюжет. Вымышленный персонаж Юрий Милославский присягнул польскому королевичу Владиславу, и поэтому во время раздора не желал участвовать в сражениях с поляками. В храме он встречает неизвестную ему боярскую дочку, в которую тут же влюбляется. Во время службы полякам Милославского посылают с письмом к боярину Тимофею Кручине-Шалонскому. В пути он спасает казака Киршу (его мы видели в трейлере). С Кручиной Милославский ссорится, а в процессе выясняет, что приглянувшаяся ему девица – это дочь этого боярина, которую уже обещали польскому пану Гонсевскому.
Не будем далее пересказывать весь сюжет книги, отметим лишь, что в ходе событий Смутного времени Юрий Милославский пересматривает свои взгляды, освобождается в монастыре от клятвы верности полякам и в последствии участвует в освобождении Москвы. И венчается с Анастасией – той самой девушкой.
О разработчике. Студия Cyberia Nova была создана в 2015 году в Новосибирске. Как утверждается – «группой профессионалов игровой индустрии». В первые годы команда специализировалась на создании игровых прототипов на «движках» Unity и Unreal и выступала исполнителем-аутсорсером для таких компаний, как Wargaming Inc., Nikita Online, Creative Mobile, G5 и многих других.
«На сегодняшний день штат команды Cyberia Nova включает более четырех десятков топовых специалистов в области разработки игр, в том числе - нескольких ветеранов игровой индустрии, принимавших активное участие в создании таких хитов, как «Дальнобойщики», «Аллоды: Проклятые земли», - сообщается на сайте разработчика.
И, если «Аллоды: Проклятые земли» делала студия Nival и тут трудно сказать, кто и как в Cyberia Nova над ними работал, то «Дальнобойщиков» в свое время действительно делала новосибирская студия SoftLab-NSK.
Исторично. Но интересно ли?
В этом разделе – о самой игре. В частности – о том, что нам показали в трейлере, приуроченном к анонсу даты релиза. Поскольку очевидно, что демонстрировали нам уже практически финальный вариант – на «полировку» осталось меньше четырех месяцев.
Показывают нам, видимо, штурм польского укрепленного лагеря. Казак Кирша «по тихой» убивает дозорного воина, после чего русский отряд идет на штурм. Далее следует нарезка из других частей игры.
На что можно обратить внимание. Будет езда на коне, разные «биомы» - то есть локации с разной природой и временем года. Боевая система построена на различных комбо, при этом оружие можно брать двуручным хватом.
Честно говоря, пока боевка смотрится достаточно «топорно» и есть риск, что она сведется к простому «закликиванию» врагов – как это, кстати, сделано и в новых «Корсарах: Наследие». Также опасения вызывает камера, которая в бою иногда располагается слишком близко к персонажу – по крайней мере, так кажется по трейлеру.
Кроме того, известно, что в «Смуте» можно будет стрелять из пистолета – но ограниченное количество раз за один бой. Еще можно отметить довольно детализированные сцены расправы над врагами. В конце концов, моральный посыл – это одно, а утолить жажду геймеров в живописных смертоубийствах тоже нужно.
Очевидно, что в игре будет очень много диалогов. Но оно и понятно – ведь историческая достоверность и нарратив — это главная «фишка» данного проекта. Собственно, разработчики куда чаще говорили не про геймплей, а именно про «историчность» игры. Что тоже кажется несколько странным – мы ведь приходим в игры, чтобы получить интерактивное развлечение, а не чтобы «почитать» их или «посмотреть».
Графика. Если смотреть на «Смуту» издалека – то все не так уж и плохо. Локации – природа, здания – выглядят действительно убедительно и местами даже красиво. Мелких деталей в игре тоже хватает – в основном, правда, это касается костюмов персонажей. А вот их лица, и анимации этих лиц… давно мы не видели таких безжизненных глаз в игровой индустрии. И из-за этого иногда кажется, что «Смута» — это проект года 2010-го.
Но еще больше вопросов пока к самому геймплею. Точнее – просто непонятно, что именно он будет из себя представлять. Как ранее заявляли в Cyberia Nova, в игре много чего не будет. Открытого мира, торговли, системы компаньонов, возможности сражаться верхом на коне и заходить в здания, если это не предусмотрено сюжетом. Поддержки модов, кстати, тоже не будет.
Только на российскую аудиторию
В общем вырисовывается довольно коридорное и сюжетно-ориентированное приключение, в рамках которого игроку дадут не так уж много свободы. И это само по себе неплохо – в конце концов, все эти гигантские миры и геймплей а-ля «развлеки себя сам» от крупных игровых студий многим уже поднадоел. Другой вопрос, что какая-нибудь Ubisoft потому и делает эти «песочницы», что это проще, чем сделать действительно увлекательную историю, которая сможет заинтересовать широкий круг игроков.
Но «Смута» - на самом деле очень нишевая игра. Ее совокупный бюджет, по словам разработчиков, составил около 500 млн рублей (без учета маркетинга) – то есть при современном курсе $5,4 млн. Что по меркам современной игровой индустрии немного. Цена со скидкой по предзаказу сейчас составляет 1612 рублей. После релиза она, очевидно, вырастет, но пока это типичный проект за 20 долларов. То есть на ААА-ценник «Смута», к счастью, не претендует. Хотя и 1600 рублей – не такие уж малые деньги.
Видимо, Cyberia Nova понимает, что заработать все деньги мира на своем проекте не сможет. Ориентирован он сугубо на российскую аудиторию, поэтому размещать игру в Steam или где-то еще, кроме VK Play, не собираются. Mundfish с ее Atomic Heart в свое время подвергли за такое же решение жесткому хейту. Но в случае со «Смутой» всем, похоже, все равно – какого-то большого негатива не видно.
И напоследок – минимальные и рекомендованные требования игры на ПК. Да, собственно, нигде кроме «самой православной платформы» она, похоже, и не выйдет.
Минимальные
Операционная система: Windows 10.
Процессор: Intel Core i3 или AMD Ryzen 3.
Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 980 или GTX 1060.
Оперативная память: 16 Гб.
DirectX 12.
Место на накопителе: 50 Гб.
Рекомендуемые
Операционная система: Windows 10.
Процессор: Intel Core i7 или AMD Ryzen 9.
Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3080.
Оперативная память: 32 Гб.
DirectX 12.
Место на накопителе: 50 Гб.
Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg
В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer
А что вы ждете от «Смуты»? Или не ждете? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!