Иван Иванович Агаянц — легендарный советский разведчик. Во время Великой Отечественной войны руководил обширной резидентурой в Иране. В 1943 году в Тегеране, во время конференции «Большой тройки» сорвал планы фашистских террористов по уничтожению лидеров стран союзников — Сталина, Рузвельта и Черчилля.
— Да, мне действительно удалось сорвать эту операцию.
— Многие знают про эту историю из знаменитого боевика «Тегеран – 43». Там бесстрашный советский разведчик лихо обезвредил гитлеровских террористов в Иране.
— В фильме всё верно. Наша разведка действительно ликвидировала гитлеровских террористов, но заброшенный советский разведчик со спецзаданием — это неправда.
— Но ведь по сути, этот разведчик — Вы!
— Да. Но это никак не могло быть делом одного дня! Прилетел на пару дней, поймал всех бандитов...К тому времени я проработал в Иране уже 3 года. Реорганизовал всю советскую резидентуру. Была проделана огромная работа!
— И результаты оказались потрясающими. Вы спасли «Большую тройку»! Как же Вам это удалось?
— Я не ограничивался только сбором информации. Я лично завербовал влиятельных людей из руководства иранской армии и даже среди советников иранского шаха. Каждый шаг фашистской разведки в Иране был мне известен.
— Операцию по уничтожению глав антигитлеровской коалиции готовила Иранская резидентура Гитлера?
— Не только. Абвер подготовился основательно. Были заброшены парашютисты с радиопередатчиками, взрывчаткой и целым арсеналом оружия. Готовил их, кстати, известнейший террорист Отто Скорцени.
— И Вы всё это знали?!
— Безусловно. Все прошло тихо — без стрельбы и боёв. Сразу по приезду в Тегеран обе группы Абвера были одновременно арестованы. Захватили фашистов прямо в грузовиках, на которых они приехали в город. Со всем их арсеналом. Оружием они воспользоваться не успели. В общем, не ожидали.
— Да, обезвредить такого противника, да еще и без кровопролития —ювелирная работа, можно сказать. А как изменилась Ваша работа с окончанием войны?
— В 1946 году меня перевели из Ирана во Францию. Работа была та же — усиление деятельности нашей резидентуры.
— Насколько я помню, в 1946 в Париже состоялась мирная конференция 27 государств. Вас отправили во Францию поэтому?
— Да. Можно сказать, это моя специализация в разведке. Я снабжал нужной информацией напрямую Молотова. Все закулисные интриги, позиции всех делегаций становились заранее известны советскому правительству.
— Это как- то сказалось на ходе переговоров?
— Судите сами. Например, американцы ещё только собирались представить свой план послевоенного обустройства в Европе, а его секретный вариант уже лежал на столе у Молотова! Вот так. Эта информация, если говорить официально, позволяла «корректировать» линию поведения советского правительства на конференции.
Иван Иванович Агаянц внёс личный вклад в подготовку и осуществление крупных политических мероприятий. За успехи в разведывательной работе генерал-майор Агаянц был награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Трудового Красного знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, многими медалями. Заслужил звание почётного сотрудника госбезопасности.
Слушайте программу «Несостоявшееся интервью» на Радио ЗВЕЗДА