Найти тему
fitLabs | Ира Брехт

Про контроль веса, вредную, но вкусную еду и дофамин

Как мы дожили до того, что контроль веса из инстинктивной, хорошо регулируемой системы превратился в вот это вот всё? И есть ли просвет?

Тем, сколько мы едим, организм управляет по-разному.

🍽 НА УРОВНЕ ФИЗИОЛОГИИ
Через центр голода и насыщения в гипоталамусе

Через разные гормоны (лептин, холецистокинин, грелин, орексин, инсулин, нейропептид Y), а также глюкозу, аминокислоты, жирные кислоты в крови мозг понимает, что пришла еда и надо «выключить» голод. Или наоборот — что еды нет, и надо толкать на ее поиск.

😋 НА УРОВНЕ «ГОЛОВЫ»
Через систему вознаграждения и гормон дофамин

Дофамин отвечает за желание получить удовольствие, которое уже получали, запомнили, и воспоминания о котором включаются каким-то триггером — любым, за который это зацепилось:
— запах кофе –> желание съесть сладкое;
картинки/реклама -> хочу тоже;
— стресс, который в прошлый раз снялся шоколадкой.
И тд.

Дофамин усиливает стимул, повышает «хотение». Это работает, когда мы занимаемся любимым делом, например.

В контексте еды интересно вот что: если система вознаграждения работает нормально, выделение дофамина в ответ на еду снижает аппетит.

Если система разбалансирована – наоборот. А разбалансируется она перееданием и особенно гипервкусной едой (англ. hyperpalatable food): фастфуд, сладости и «жирности», соленая, высококглеводная, глютаматная еда 🍔🍰

У мозга нет защиты против такой еды, она слишком стимулирует рецепторы дофамина, со временем его становится недостаточно*, и мы хотим больше и больше.

* Самого дофамина вырабатывается столько же, но рецепторы к нему теряют чувствительность, что для организма выглядит как недостаток дофамина.

🧠 ПРЕФРОНТАЛЬНАЯ КОРА
Дальше, в мозге есть префронтальная кора — зона, с которой мы «консультируемся», прежде чем потянуться за кусочком шоколадки, а затем еще за одним, а затем еще и, может быть, еще одним.

Долго считалось, что префронтальная кора отвечает за импульсивные решения, но в 1992 году ученые предположили, а в 2010 — доказали, что там зарождаются одновременно и импульсивные решения, и решения по их сдерживанию.

То есть, сталкиваются инстинкт (получить много полезных для выживания калорий) и воля в виде внутреннего монолога «я хочу еще, но не буду».

Оказалось, что префронтальная кора связана с центром вознаграждения, и что окружающая среда и питание могут влияют на то, как они взаимодействуют.

Например, мы «хорошо и вкусно кушоем», едим много того, что гиперстимулирует центр вознаграждения, и это мешает нам включать сдерживающие импульсы в префронтальной коре. Говоря научным языком, подавляется центр когнитивного контроля. Наверное, когда люди с большим весом говорят, что еда управляет ими, это вот про это.

Но если мы ограничиваем «вредное», переходим на пп, то со временем система приходит в равновесие: вредного перестает хотеться, голод и насыщение начинают работать по потребностям в энергии.

В принципе, об этом же вам расскажет любой зожник со стажем: если не есть вредное какое-то время, его и не хочется, простая еда начинает казаться вкусной, и от всяких соблазнов легче отказаться, голод ощущается, только когда действительно пора поесть, насыщение приходит вовремя.

Люди с пищевой аддикцией, с лишним весом часто считают, что жизнь зожников на пп безрадостна, что они борются с соблазнами каждый день. И зачем так жить, если живем один раз. Но нет – обычно зожники довольны всем и не страдают.

Другое дело, что сделать паузу и не есть гипервкусную еду несколько недель сложно. Но хорошая новость: недели через 2 становится легче. То есть, да, просвет есть)