Если б кто знал, как я в детстве ненавидела поливать цветы. И дёргать сорняки. И полоть грядки. Семена, рассада, луковицы, черенки и прочий растительный с моей точки зрения биомусор - всё это было невероятно скучно и непонятно.
В тридцать лет, глядя в окно, я вдруг почувствовала, что чего-то там не хватает... Тополь, тополь, акация, листья.
У бабушки сейчас, небось, сентябринки цветут. И последние бархатцы. И львиный зев. Можно пить чай, заваренный с яблоком и шиповником, глядя, как блестят капли дождя на хризантемах. А у меня - пусто.
Дорога домой с работы вела мимо цветочных киосков. На тротуаре выстроились ряды горшков с хризантемами: красными, желтыми, белыми, бордовыми. Я шла мимо, а они провожали меня каждый день, кивая головками. Через неделю я сдалась...
2017, осень. Я пытаюсь саперной лопаткой вгрызться в целину под окном. Фоном мысль - держись, народ такими лопатками окопы копает.
Две хризантемы сочувственно кивают из горшков, робко жмутся в кучку луковицы тюльпанов. Бабусячий патруль:
- Зачем мучаешься? Всё равно украдут.
Хризантемы радовали меня ровно два дня. На третье утро я поперхнулась чаем - под окном чернели пустые ямки.
2018, весна. Расцвели тюльпаны. В течение недели их оборвали...
Я купила лопату нормального размера. Вскопано уже приблизительно 10 квадратных метров. На асфальте груда корневищ ирисов, юкка, стаканчики с рассадой львиного зева. Пакет семян бархатцев припасен ещё с осени. Рядом в коме земли лежат кустики роз и саженец жасмина, у которого, как оказалось дома, почти полностью содрана кора на стебле. Но я всё равно решила его посадить. На авось.
Бабусячий патруль:
- Ишь, ты, мало тебе, что хризантемы выкопали, тюльпаны пообрывали...
2018, осень. На вскопанном участке торчит засохший жасмин, три засохших скелетика роз. Из куста юкки высовывается обломок стебля, цветок исчез почти сразу, как расцвел. Только ирисы гордо петушатся.
Бабусячий патруль:
- Да тут земля поганая, никто никогда не сажал, ничего у тебя не выйдет.
2019, весна. Внезапно ожил жасмин и пустил ростки от корня. За ним потянулись розы. Вылезли белые лилии, о которых я вообще забыла. Внезапно на клумбе появились незванные первоцветы и даже пролески...
2019, весна. Внезапно ожил жасмин и пустил ростки от корня. За ним потянулись розы. Вылезли белые лилии, о которых я вообще забыла. Внезапно на клумбе появились незванные первоцветы и даже пролески...
Бабусячий патруль:
- Ой, тюльпанчики, ой, нарциссики. Мускарики по одному надо было. А ирисы почему не цветут? Ты, главное, удобряй, удобряй.
2019, осень. Мы с лопатой готовим плацдарм под 12 кустов хризантем и десяток роз. Луковицы тюльпанов и нарциссов готовы пополнить ряды ветеранов.
Бабусячий патруль:
- Всё трудишься? Молодец, молодец, хорошая девочка! А ты замужем? Работящие невестки сейчас редкость.
2020, весна. Розы разрастаются, хризантемы, не смотря на потери части бойцов (воруют!), хорохорятся. На хорошо разрыхленные и удобренные позиции высаживается десант львиного зева и бархатцев. Ирисы цвести не хотят. Локдаун. Я от безделья на клумбе каждый день. Бабусячий патруль:
- Поворовали? И тюльпаны опять обрывают? Ну, гады, ну, сволочи, человек же старается!
2020, осень. Хризантемы изо всех сил попытались сомкнуть строй, и, надо сказать, им это удалось. Львиный зев и бархатцы не сдавали позиций до самых морозов. На первую линию обороны вышли плетистые жутко колючие розы. В арьергарде папоротники, ландыши, хосты, декоративный чеснок и лилейник.
Бабусячий патруль:
- Ах, какая красота, прямо рай! Ты точно замужем? У меня племянничек есть...
2021, весна. Я в больнице. Неукротимая рвота беременных, угроза. Как там мои цветы?
Наконец, меня отпустили домой на выходные. Оказывается, бабусячий патруль всё это время бдительно охранял тюльпаны и нарциссы. Ни один не пострадал, ирисы не цвели, о чём мне было доложено.
Я вяло поблагодарила бабусек и предпочла скрыться от миазмов их парфюма.
20 мая, я была отпущена домой на ещё один денёк с наказом лежать, не вставая. Я вяло повозила граблями на свободных от роз участках клумбы, посыпала семена бархатцев и львиного зева, дав напутствие:
- Если хотите жить - вырастете.
Бабусячий патруль летом, (я на очередной побывке дома):
- А что ж клумба в бурьянах? Бархатцы хороши, но где львиный зев? В прошлом году красота какая была...
Я деликатно отошла за пышный куст жасмина и блеванула. Где они, блин, такие ядреные духи берут?
2021, осень. Розы не обрезаны, клумба засыпана тополиными листьями чуть не по колено. Бархатцы поникли, хосты держатся.
Бабусячий патруль:
- Ничего, в следующем году весной поставишь колясочку, возьмёшь тяпочку...
2022, весна. Какая, нафиг клумба? Ребёнок спит в коляске только на ходу. А, что поделаешь... Не до цветов сейчас.
Но первые розы уже цветут, плетистые взяли на себя роль гвардейского караула, закрыв ветвями нарциссы. Тюльпаны робко взошли, но их что-то жрёт... В мае на клумбе стали массово вылупляться майские жуки. С пожирателями стало всё ясно.
Зато проснулись и зацвели ирисы.
Бабусячий патруль требует снова бархатцы и львиный зев.
- И матиола у тебя хорошая была. А лилейник какой красивый, белый.
Осень 2022. Я не успела обрезать розы. Всё откладывала и откладывала... А тут ударили холода. Всё покрыло толстой шубой из листьев, а сверху снегом. Эх, ну прошлую зиму же они пережили?
Весна 2023.
Зиму пережили только плетистые розы. Обычные кустовые погибли. Я матерюсь, продираясь сквозь трёхметровые колючие побеги. Бедный принц, эк ему приспичило жениться, раз он добровольно в такое полез....
В итоге, просто обрезаю их почти под ноль. Под рощами обнаруживаются ландыши. Ух, ты. Неужели те чахлые четыре кустика дали такую поросль?
Тюльпанов почти нет, зато ирисы и мускарины молодцы.
Лето 2023. Бархатцы не взошли. Вообще. Три кустика роз что-то отращивают от корня. Откуда здесь эхинацея? А космеи? А, ладно, пусть растут. Лилейник переопылился и стал рыжим, как и весь остальной на квартале. Хосты, как всегда молодцы. Что это? Водосбор? Я ж два года назад семян насыпала. Причём в другом углу. А, пусть растёт.
Два грецких ореха откуда вылезли? Наверное, грачи зимой орехи припрятывали.
Всё свободное место занимают одуванчики и амброзия.
Бабусячий патруль скорбно молчит, шевеля палками для скандинавской ходьбы колючие плети роз, мешающие ходить мимо клумбы.
Осень 2023. Я снова обрезала почти под ноль плетистые розы (кодовое имя - гидра. На месте одной ветки вырастает не меньше двух. А ещё пошли отводки от корней...)
Также оказалось, что от корня пустили ростки шесть кустиков обычных роз из десяти. Я выдрала весь бурьян, убрала листья, рассадила мускарины. Попыталась выкопать окрепшие орехи, но не тут-то было.
Бабусячий патруль:
- А где маленький? Дома с папой? От, хорошо, от молодец. Да Бог с ними, с цветами. Ты лучше ещё одного роди, пока молодая.
Предыдущая часть: