Найти тему
Русская и мировая живопись

Искренность и оптимизм Аркадия Александровича Пластова

Аркадий Александрович Пластов (1893 — 1972) — русский живописец, народный художник СССР, академик  АХ СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий.

Аркадий Александрович Пластов (1893 — 1972), фото
Аркадий Александрович Пластов (1893 — 1972), фото

«Первый снег», 1946 год, холст, масло, 146 × 113 см., Тверская областная картинная галерея, Тверь. А.А.Пластов
«Первый снег», 1946 год, холст, масло, 146 × 113 см., Тверская областная картинная галерея, Тверь. А.А.Пластов

Аркадий Пластов. "Весна". 1954. Холст, масло. 210 × 123 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аркадий Пластов. "Весна". 1954. Холст, масло. 210 × 123 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирской губернии (ныне Ульяновская область). Его отец Александр Пластов был подмастерьем у своего отца - Григория Пластова - иконописца и архитектора. Отец был большим любителем чтения. Маленький Аркадий хорошо запомнил его долгие разговоры о планетах, о боге, о чудесах науки. В доме было много книг, собранных без всякой системы. Отец часто сидел с одной из них у окошечка.

"Полдень", 1952,  холст, масло, 221х121, А.А.Пластов
"Полдень", 1952, холст, масло, 221х121, А.А.Пластов

"Ужин трактористов", 1951, Третьяковская галерея,  А.А.Пластов
"Ужин трактористов", 1951, Третьяковская галерея, А.А.Пластов

"Летом", 1954, А.А.Пластов
"Летом", 1954, А.А.Пластов

Пластов так вспоминал своё детство:

"Блаженством, которое не повторится, пролетело детство. Три года сельской школы. Лимонно-желтая азбука как будто вчера раскрыла передо мной чудеса звучащих и говорящих закорючек..."

В дом Пластовых приходила нянька Степановна. Сухонькая и ласковая, рассказывала она детям в сумерках былины и сказки, которых знала она много и никогда ничего не повторяла, за исключением любимой детьми Аленушки и братца Иванушки.

«Солнышко», 1965-1966 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва, А.А.Пластов
«Солнышко», 1965-1966 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва, А.А.Пластов

"Мама", 1964, А.А.Пластов
"Мама", 1964, А.А.Пластов

После такого сказочного детства мальчика отвезли в Симбирское духовное училище, о котором Аркадий вспоминал тяжело. Суровый режим, полная изоляция от внешнего мира, молитва по команде раз двадцать в день, жестокость старшеклассников к младшим. Пять лет, проведенных в этой среде, он вспоминал с тоскливым ужасом.

Весной 1908 года в Прислониху были приглашены "богомазы" подновить местную церковь. Вот здесь и началось пленение Пластова искусством, от которого он уже не мог освободиться. Как зачарованный он во все глаза смотрел, как среди облаков зарождался какой-то образ.

"Быть живописцем и никем более", - решает он для себя.
«Внук рисует», 1959 год, холст, масло, Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова, Прислониха. А.А.Пластов
«Внук рисует», 1959 год, холст, масло, Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова, Прислониха. А.А.Пластов

«Юность», 1953 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. А.А.Пластов
«Юность», 1953 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. А.А.Пластов

А.А.Пластов
А.А.Пластов

Осенью 1908 года Пластов перешёл в Симбирскую духовную семинарию. Отец лелеял мечту, что сын станет архиереем, образованным человеком. Осенью 1908 года отец внезапно умер, и мир для него рухнул... Он очень любил отца.

С 1909 года в семинарии ввели уроки рисования (необязательный предмет).

От преподавателя, молодого художника Д.И.Архангельского начинающий художник узнал о Третьяковке, о передвижниках, о русском искусстве. Пластов начал рисовать богатырей, леших, жнецов, деревеньки и т.д. Постепенно в нем укрепилась любовь к деревенским темам.

"Родник", 1954, А.А.Пластов
"Родник", 1954, А.А.Пластов

Портрет сына Николая Пластова. А.А.Пластов
Портрет сына Николая Пластова. А.А.Пластов

В 1912 году Пластов едет в Москву поступать в Училище живописи, ваяния и зодчества, но проваливается на конкурсе. Самолюбию нанесён тяжелый удар. По чьему-то совету Пластов поступает в скульптурную мастерскую Строгановки. Спасает стипендия покровителей из Симбирска, на жизнь хватает.

В 1914 году Пластов поступил на скульптурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества. И как художник формировался очень медленно, без всякого плана. "Мир искусства ", западное искусство у С.И.Щукина, "Бубновый валет", всякие "исты", Третьяковская галерея смешались как в карнавале перед его глазами. Все зазывали к себе "как охотнорядцы в свою лавку" и все нужно было понять, оценить.

В 1917 году, сначала февральской революции, покатавшись три недели на грузовике с пулеметами, Пластов поехал домой, в Прислониху писать на натуре, толком и не разобравшись в происходящем. В деревне его избрали членом сельсовета, дали землю. Судьба предоставила ему наглядеться досыта на крестьянскую жизнь, поработать пахарем, косцом, жнецом и т п.

«Пасхальный натюрморт», 1920 год, холст, масло, частное собрание. А.А.Пластов
«Пасхальный натюрморт», 1920 год, холст, масло, частное собрание. А.А.Пластов

«Солнечный март», 1941-1942 годы, холст, миасло, 56 х 67 см., Ростовский областной музей изобразительного искусства. А.А.Пластов
«Солнечный март», 1941-1942 годы, холст, миасло, 56 х 67 см., Ростовский областной музей изобразительного искусства. А.А.Пластов

Параллельно с этим Пластов рисовал, писал этюды, мечтал. Раздвоение, тянувшееся семь лет, кончилось сразу. Бросив все, Пластов возвращается в 1925 году в Москву.

Пластов вспоминает:

"...я робел и отступал перед попыткой от этюдов перейти к картине. Мне казалось, что сперва надо все знать наизусть, идеально знать приемы и тогда уж браться за картину".

Но все-таки практика накапливания опыта сделала доброе дело.

"Я раз навсегда убедился, что каким бы ты выдающимся прирожденным колористом, фактурщиком ни был, всегда иди за советом к матери-натуре, к правде окружающего, терпеливо выслушай сто раз, что она, эта натура, тебе раскроет и расскажет, и ты никогда не будешь внакладе. Тогда уже наверняка ты донесешь до зрителя то, что хочешь донести, и не бойся, не расплещешь", - говорил Пластов.
«Колхозный праздник (Праздник урожая)», 1938 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Колхозный праздник (Праздник урожая)», 1938 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Для выставки "Индустрия социализма" художник написал картину "Колхозный праздник". Картина имела успех, правда кто-то ругал её за отсутствие "композиционного центра". В картине шум, толчея, гам, песни. Пластов рассказывал, что не пытался отдельные составные части композиции принести в жертву какому-либо моменту. Напротив, ему хотелось, чтобы все путалось между собой до неразберихи и было забавно при длительном рассмотрении. Каждой детали ему хотелось придать правдивость и занятность, которая всегда присутствует в натуре. Ему хотелось, чтобы зритель растерянно оглядывался - куда бы ему самому присесть и с кем чокнуться?

«Колхозное стадо. На пастбище», 1938 год, холст, масло, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
«Колхозное стадо. На пастбище», 1938 год, холст, масло, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Для следующей выставки "Пищевая индустрия" Пластов написал "Стадо", которая была благосклонно принята критикой.

Купание коней», 1938 год, холст, масло, 200 × 300 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Купание коней», 1938 год, холст, масло, 200 × 300 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Картина "Купание коней" была исполнена для выставки "20 лет РККА и ВМФ". Пластов получил командировку в кавалерийскую часть. Всё сложилось для художника как нельзя лучше. Кони один лучше другого, кавалеристы, гостеприимное начальство, солнце, тепло, пейзажи кавказских предгорий. Пластов налег на этюды. Но получалось так, что хороший сам по себе этюд, переведенный в картину, вдруг терял свои положительные качества. Отход этюдов был громадный. Картина осталась недописанной, "не доведенной до "дальше некуда". Но картину опять приняли благосклонно.

Перед войной 1941 года Пластов написал "Ночное", "Овечьи пастухи".

В августе 1941 года закончил картину "Немцы идут", "Один против танка".

-19

В 1943 году написал картины "Трактористки", "Часть с фронта", "Наши пришли" и др.

Пластов считал, что после окончания войны художники должны "взрастить искусство радости" для народа, все должно быть "напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма".

«Сенокос», 1945 год, холст, масло, 198 × 293 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва. А.А.Пластов
«Сенокос», 1945 год, холст, масло, 198 × 293 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва. А.А.Пластов

Это настроение определило содержание картины "Сенокос". Из воспоминаний Аркадия Александровича:

"Я, когда писал эту картину, все думал: ну теперь радуйся брат, каждому листочку радуйся - смерть кончилась, началась жизнь".

Лето 1945 года было изобильно травами и цветами высотой в рост человека. Ряд при косьбе надо было брать в два раза уже обычного. Наряду с двужильными мужиками-стариками вставали в ряд подростки, девчата, женщины. Те, кто покрепче были ещё в армии. "Но несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы берёзы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов - всего этого было в избытке" (А.А.Пластов).

«Жатва», 1945 год, холст, масло, 166 x 219 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.
«Жатва», 1945 год, холст, масло, 166 x 219 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В конце августа 1945 года Пластов начал ещё одну картину "Жатва".

В 1946 году художник был удостоен Сталинской премии. Несмотря на самые высокие звания, премии и награды, которых Пластов был удостоен в течение жизни, этот удивительный, светлый человек оставался всю свою жизнь простым, душевным и трудолюбивым.

«Из прошлого», 1969 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. А.А.Пластов
«Из прошлого», 1969 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. А.А.Пластов

Источник: Мастера советского изобразительного искусства, автобиографический очерк А.А.Пластова, издательство "Искусство", Москва, 1951

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.