Найти в Дзене
ForPost. Лучшее

Неприятная правда в том, что прогнозы Медведева затянутся на десятки лет

Оглавление

А что мы будем делать все эти десятилетия?

Коллаж ForPost
Коллаж ForPost

Европейские компании несут огромные убытки каждый день в связи с уходом с российского рынка. Размер убытков может составлять сотни миллиардов долларов, заявил зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев.

Он считает, что после такого ухода зарубежным кампаниям будет практически невозможно вернуться на российский рынок, так как репутацию они уже навсегда потеряли.

«Даже вполне высокие технологии с успехом замещаются или просто заимствуются в современном мире. Тем более мы постоянно наращиваем собственное производство», — написал Медведев в своём аккаунте «ВКонтакте».

Но зампред Совбеза не первый, к то высказал подобное мнение относительно иностранных компаний. Депутат Госдумы Султан Хамзаев выступил с предложением ввести для вернувшихся организаций дополнительный налог.

Вспомним, после начала специальной военной операции Россию покинули алкогольные бренды Absolut, Ararat, Bacardi, Jameson и другие; автоконцерн Renault; поставщик товаров для дома IKEA; концерн детских игрушек Lego; производитель бытовой химии и средств личной гигиены Henkel и другие.

К чему приведёт уход зарубежных компаний и захотят ли они вернуться, разбирался ForPost.

Кто проиграл?

Но нельзя однозначно сказать, что в ситуации ухода зарубежных кампаний из России проигрывает только Европа.

Потеряв существенную часть своего дохода, эти организации имеют возможность выхода на другие рынки, утверждает Евгений Буянов, научный сотрудник кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ имени Ломоносова, директор и соучредитель онлайн-платформы 4brain.ru.

«Россия в свою очередь также потеряла: иностранные инвестиции, доступ к некоторым технологиям и глобальным партнёрам», — отметил Буянов.

А потери в репутации есть как у России, так у зарубежных стран, но дать им однозначную оценку будет непросто. Определённо можно сказать только то, что они будут влиять на дальнейшие взаимоотношения, считает Буянов.

Разного рода кризисы, будь то политические или экономические, часто были причиной для приостановления экономических отношений с некоторыми станами, но не захлопывали дверь навсегда, напомнил политолог.

Так, некоторые иностранные компании возобновили отношения с Китаем, когда он открылся в 70-80-х годах XX века. Также возвращались в Иран после заключения «ядерной сделки» в 2015 году, хоть эта тенденция в последствии и притормозилась.

Создать «собственные компетенции» можно, но это потребует времени и ресурсов.

И хотя у нашей страны есть всё необходимое для развития, это может занять десятки лет. Самым важным эксперт считает финансирование всех значимых сфер: науки, образования и производства.

«Однако внедрение технологий, создание новых производств и усиление экономической диверсификации могут занять годы, если не десятилетия», — говорит Буянов.

Эксперт замечает, что военные действия и санкции сильно мешают развиваться любому государству, так как для него ограничивается доступность ресурсов, технологий и международных рынков. Но исторический опыт говорит о том, что страна всегда может подстроиться под новые реалии и найти альтернативный путь для своего развития, хоть это будет и не просто.

«В конце концов, каждая страна и компания имеют свои уникальные вызовы и возможности. Взаимодействие России и Европы в экономическом контексте сложно и многогранно, и обе стороны будут искать оптимальные стратегии для своего развития», — заключил Буянов.

Перспективы развития своего бизнеса

Если посмотреть на экономические взаимоотношения стран, исходя из их менталитета, то можно заметить, что Европа всегда стремится работать на выгодных для неё условиях здесь и сейчас, не оглядываясь на опыт прошлого, восточные же страны поступают совсем наоборот, говорит кандидат экономических наук, декан факультета технологического предпринимательства Университета «Синергия» Ольга Харина.

Российский бизнес работает по обеим моделям, хотя модель восточных стран встречается чаще.

Долгосрочное сотрудничество может повысить эффективность построения своей экономики, а также давать более чёткие прогнозы её развития, считает эксперт.

Ольга Харина считает, что в сложившейся ситуации с финансовой и репутационной точек зрения проигрывают, как Россия, так и зарубежные страны.

Так как в последствии возобновить ранее налаженные свези будет совсем не просто, как и вернуть утраченное доверие.

Эксперт отметила, что не все кампании, заявившие об уходе, реально покинули Россию.

Вернуться ли зарубежные компании в Россию, зависит от нескольких факторов: занял ли нишу кто-то другой и насколько выросла конкуренция, будет ли страна препятствовать попыткам компаний вернуться, считает Харина.

«История знает случаи возвращений иностранных компаний и нередко с позитивной стороны. А вот как примут клиенты вернувшуюся компанию, покажет только время», — говорит эксперт.

Ольга Харина считает, что в Россия уже давно разрабатывает и имеет достаточно своих технологий. Но до введения санкций и появления проблем с логистикой их просто некому было продавать. Сегодня мы имеем совсем иную ситуацию.

«Сейчас ситуация кардинально изменилась, и государство даёт возможности активно масштабировать бизнес, являющийся технологическим и способствующий достижению технологической независимости», — объясняет Харина.

Эксперт уверена, что осталось совсем немного времени до того момента, когда российские кампании будут в состоянии обеспечивать потребности государства, ведь всё необходимое.

Также эксперт обращает внимание на то, что, когда государство закрыто или изолировано в силу каких-либо причин — санкций, вооружённых конфликтов, противодействия терроризму, ему необходимо руководствоваться внутренними возможностями при наличии нужных ресурсов.

«Россия определённо обладает всеми возможностями и ресурсами для скачка в развитии. Главное — грамотно ими воспользоваться», — заключила Харина.

Сфера образования делает успехи

Российские организации очень успешно показывают себя в сфере образования, реализуя свои проекты за рубежом, считает директор Synergy Edtech-акселератора, Екатерина Мовсумова.

«Я с интересом наблюдаю за сообществом Russians Go Global, где лидеры EdTech обмениваются опытом по выходу на глобальные рынки <...>. Многие из них активно растут на рынках США, Латинской Америки, Магриба и Ближнего Востока», — рассказала Мовсумова.

Эксперт утверждает, что успешные практики импортозамещения опираются на бизнес-мотивацию и готовность компаний к модернизации.

Примером такой практики является деятельность корпорации «Синергия».

Она организует полный переход на собственные разработки программного обеспечения и делает инвестиции в стартапы. Так сейчас в школы активно внедряется отечественные системы видео-конференц-связи, говорит эксперт.

«Такие платформы, как «Сферум», «Моя школа», «Мой дневник», «Садикум» также улучшают взаимодействие учителей, родителей и детей», — считает Мовсумова.

Существует риск, что учителям могут ограничить доступ к известным сервисам, которыми они привыкли пользоваться для размещения учебных материалов, говорит эксперт.

Однако, Мовсумова считает, что количество EdTech-компаний, поддерживаемых государством, крайне мало. А для развития сферы образования эта поддержка необходима.

«В частности, доступ к грантам, программы акселерации и финансирования, содействие сотрудничеству между образовательными учреждениями и компаниями-разработчиками», — подытожила Екатерина Мовсумова.

Ещё по теме: Почему «Вкусно — и точка» кормит американской едой, но не может заменить «Макдональдс»

Понравилось? Поставь лайк и подпишись. В следующих публикациях ещё больше интересного!