16 падежей русского языка и таблицы Н.А.Зайцева

210 прочитали

Уважаемые педагоги и родители, кто из вас знает, сколько падежей было в древнерусском языке? Наши ребятишки учат 6 падежей, а когда-то их было 16!

Это Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный, Звательный, Разделительный, Счётный, Исходный, Лишительный, Отделительный, Ждательный, Местный, Превратительный, Временной падежи.

Уважаемые педагоги и родители, кто из вас знает, сколько падежей было в древнерусском языке? Наши ребятишки учат 6 падежей, а когда-то их было 16!

Мы знаем:
1. Именительный Падеж — Кто? Что? Например,
Слово.
2. Родительный Падеж —
Нет Кого? Чего? Слова.
3. Дательный Падеж —
Дать Кому? Чему? Слову.
4. Винительный Падеж —
Вижу Кого? Что? Слово.
5. Творительный Падеж —
Творю Кем? Чем? Словом.
6. Предложный Падеж —
Думать О Ком? О Чём? О слове.

Все остальные Падежи не исчезли, они сохранились в современной речи, некоторых славянских и балтийских языках.
В
пособии Н.А.Зайцева "Русский для всех" вы можете найти их среди исключений склонений имён существительных в т. 27.

Из пособия "Русский для всех" Н.А.Зайцева.
Из пособия "Русский для всех" Н.А.Зайцева.
Напишите в комментариях, кто из педагогов и родителей, практикующих со школьниками методику Н.А.Зайцева "Русский для всех", изучает эту таблицу, кому она знакома.

Итак, отголоски каких падежей мы используем в своей речи, находим в произведениях прошлого?

7.
Звательный падеж — Зову кого? Слове.
Боже, Княже, друже, Отче, сынку.
Мам, Тань, Вась, дядь, тёть (иди ко мне).
Пример из сказки А.С, Пушкина: «Чего тебе надобно,
старче
Падеж сохранился в церковно-славянском и болгарском языках.

8.
Разделительный (Частичный) падеж — Чего?
(производное от Родительного Падежа, разделяет существо на части).
У Булгакова кот Бегемот в ходе перестрелки одновременно
сделал глоток (чего?) бензина (Родительный) и напился (чего?) бензину (Разделительный).
Огоньку не найдётся? Без году неделя.
Лежит головка чеснока (Родительный), съесть чесноку (Разделительный).
Налить в стакан кефира (Родительный), выпить кефиру (Разделительный).

9.
Местный падеж — Где? При чём? На чём? В чём?
Обычно употребляется с предлогами: «В», «При», «На». Определяет место действия.
В лесу (а не в лесе), на шкафу (не на шкафе), при полку (не при полке), в строю (не в строе), на носу (не на носе).
На Святой Руси, Соловей Разбойник сидит на Дубу.

10.
Счётный падеж — Сколько? Чего?
Встречается в словосочетаниях с числительным.
Два часá (Счётный), не прошло и чáса (Родительный),
Пять мастерских (Счётный), нет мастерской (Родительный)
Сделать три шагá (а не шáга).
Два стула (Счётный), нет стульев (Родительный).

11.
Исходный падеж — Откуда?
Определяет исходную точку передвижения, и существительное становится безударным:
Из лесу, из дому (а не из дома, из леса).
«Я из лесу вышел; был сильный мороз». (Некрасов)

12.
Лишительный падеж — Не хочу чего? Без чего? Без кого?
Используется исключительно с глаголами отрицания:
Не хочу знать правды (не правду), не может иметь права (не право).
Ни шагу назад (подразумевается «не делать»), (а не «ни шага назад»).

13.
Ждательный падеж — Ждать чего? Ждать кого?
Применяется в случае, когда надо ждать (бояться, остерегаться, стесняться) кого-то или чего-то. Ждательный Падеж для некоторых слов совпадает с Родительным, а для некоторых — с Винительным.
Ждать письма (а не ждать письмо).
Ждать маму (а не мамы).
Ждать у моря погоды (а не погоду).

14.
Превратительный падеж — Превратиться (пойти) в кого? Превратиться во что?
Производное от винительного падежа, применяется в оборотах речи, где человек меняет своё положение, образование, статус.
Пойти в летчики (а не в лётчиков).
Баллотироваться в депутаты (а не в депутатов).
Годиться в сыновья (а не в сыновьёв).
Пошёл в космонавты (а не в космонавтов).
Взять в жёны (а не в жену).

15.
Отделительный падеж — Отделиться от Кого? Чего?
Падеж является разновидностью родительного, в том смысле, что он отвечает на его же вопросы и указывает на некоторые из его функций и связан с отделением определённого качества или количества от основного материала.
Вам предложить чашку чаю? (а не чая).
Задать жару (а не задать жара).
Налить соку (а не налить сока).
Прибавить ходу (а не прибавить хода).
Добавить сахару (а не сахара).

16.
Временной падеж — Когда?
Зимой. Вечером. Теперь эти существительные стали наречиями, а их окончания превратились в суффиксы...

В таблице 27 представлены слова, что имеют второй падеж — Родительный или Предложный, которые произошли от несуществующих теперь. "Окошки" №31 (Р2) и №34 (П2), подсказывают второй падеж.
Например,
нет народА, но много народУ, о снегЕ, но на снегУ и т.п..

Не думаю, что в бытность 16-и падежей все были грамотными и знали их поимённо. Скорее всего, ими пользовались в речи интуитивно так же, как и сейчас мы, не задумываясь, по наитию подбираем окончания существительным.
Названия падежей ушли, а использование их в речи осталось.
Чтобы понять, как грамотно писать и говорить, нам понадобилась таблица 27 со "вторыми" Родительным и Предложным падежами.

Хотите проверить себя? Ответьте на вопрос в комментариях: есть ли второй Р или П в следующий словах: край, свет, лёд, мох, газ, конь, зоб, таз, коньяк, глаз, пёс.

Пример ответа:
Лоб — П2 "во лбу".

Жду ваших ответов!
***************************

Канал на Дзен: https://dzen.ru/id/6544a240e87c9226dc5fb07e .
Группа ВК "Чтение, письмо и математика для дошкольников": https://vk.com/chtenie_cshyot_z .
Группа ВК "Любимый русский по Зайцеву": https://vk.com/russkiyz .
Канал в Телеграм: https://t.me/chtenie_cshyot_z .
Платная подписка в Бусти с секретами методик: https://boosty.to/semia-shkola .
Запись на просмотр вебинара и онлайн-курс по обучению чтению, письму и математике дошкольников: https://semia-shkola.ru/vebchpm .
Запись на просмотр вебинара и онлайн-курс по грамматике русского для школьников: https://semia-shkola.ru/vebrusz .