Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Про лекарство от высокомерия и менторства

На написание этой статьи меня сподвигла одна из недавних тем в профессиональных обсуждениях на форуме. На мой взгляд, зарисовки, которые представлены здесь, могут стать для каждого из нас (психологов, психотерапевтов, аналитиков и других специалистов помогающих профессий), напоминанием и некой точкой возврата, лекарством от высокомерия и инфляции личности в работе с пациентами.

Итак, первой будет зарисовка, которую я услышала от Д.С. Рождественского на одном из его семинаров: Часто , в психоаналитической теории представляется следующая модель отношений "терапевт - пациент", где пациент - это человек, который находится в утлой лодочке в штормящем море, едва удерживающий равновесие в пучине своих эмоций и страстей.

А аналитик, соответственно, человек, стоящий на берегу, на незыблемом каменном пирсе, бросающий веревку пациенту, чтобы тот мог пришвартовать лодку к берегу и соответственно спастись.

Так в теории. Но , в действительности, аналитик находится в том же море, только в другой лодке. И его швыряет из стороны в сторону не меньше , чем пациента.

Но, если лодки пришвартуются бортами друг к другу, они обретут большую устойчивость и им будет легче выдержать и преодолеть шторм. Так происходит Встреча на равных, в процессе которой возникает шанс быть услышанными друг другом, с надеждой на исцеляющее взаимодействие. Если повезет.

Аналогичный постулат, называемый архетипом "раненого целителя", действует и в аналитической психологии. Казалось бы, та же иллюстрация: раненый пациент приходит к "все"знающему специалисту. Но, здесь также важно видеть бессознательную сторону процесса, где происходит обратный обмен: "раненая" часть специалиста взаимодействует с "внутренним целителем" пациента.

Иными словами, именно опыт собственных ранений позволяют специалисту быть чутким и со-переживающим во взаимодействии с пациентом. А у пациента изначально присутствует целительная часть, только доступ к ней пока заблокирован. И специалист до момента открытия доступа пациента к собственным ресурсам будет выполнять роль внешней опоры для него.

В качестве примера "феномена раненого целителя" между аналитиком и их анализируемым:Аналитик сознательно осознает свои личные раны. Эти раны могут активизироваться в определенных ситуациях, особенно если анализируемые раны похожи на его собственные.
Анализируемые раны влияют на раны аналитика. Аналитик сознательно или неосознанно передает это осознание обратно своему анализируемому, в результате чего между аналитиком и анализируемым возникают бессознательные отношения.
-2

Вроде бы все красиво звучит, но, здесь существует большая опасность расщепления, о которой Юнг часто предупреждал.

Суть этой опасности заключается в том, что "раненый" полюс архетипа может направляться только на пациента, и тогда позиция аналитика незыблемо сохраняет статус - кво, выполняя только роль "целителя". Точно также, как и в первой иллюстрации. Вот она, такая соблазнительная позиция ментора, всезнающего гуру, имеющего возможность распоряжаться чужой жизнью. Это и есть теневая сторона (соблазн) помогающего специалиста, имеющего огромную власть над человеком, при условии готовности пациента всецело ее передать, учитывая его уязвимую жизненную позицию.

Если это происходит - у пациента нет никаких шансов преодолеть свою уязвимость. Потому как лечит аналитик не своим совершенством, а лишь своими ранами. Именно его рана дает шанс пациенту почувствовать свой целительный потенциал и свою силу, найти к ней доступ. "Совершенство" лишь увеличивает вертикальную дистанцию и создает все новые и новые возможности для отыгрывания теневых сторон.

Ну и есть еще одна сторона или полюс этого феномена - "ранящий целитель". Где специалист не только уверен в том, что он лучше знает, что нужно пациенту, но и где своим механическим действием по заданному стандарту "как учили" или как "правильно", не замечая потребностей пациента, не понимая специфики происходящего в пространстве между двумя мирами "пациент-терапевт", может уничтожить надежду на исцеление.

Поэтому, целителю( читай - психологу) полезно не только иметь свои собственные раны, но и сознательно их исцелять (именно для этого нужен личный анализ или личная терапия, а также много часов супервизии), и только тогда появляется возможность реальной, безопасной помощи другим.

И пусть память наша будет крепкой , сердце - открытым, ум - ясным.

-3

Автор: Куроедова Татьяна Николаевна
Психолог, Аналитический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru