Найти тему

Первые российские электрички

После распада СССР главный завод электропоездов того времени оказался за границей, в Латвии. Значит надо было наладить производство у себя. За это дело взялось два завода: Торжокский вагоностроительный завод и Демиховский Машиностроительный завод. Оба завода пошли по разному пути. ДМЗ выбрал воплотить в реальность электропоезд ЭР24, который Рижский Вагоностроительный так и не успел выпустить.

Немного похожи, не правда ли
Немного похожи, не правда ли

ТорВЗ же взял готовый электропоезд ЭР2Т, немного переделал внутри, снаружи и поменял оборудование. И вот, вживую были выпущены два электропоезда: ЭД2Т-0001 из Демихово и ЭТ2-001 из Торжка. После комплексных испытаний приëмная комиссия сказала: электропоездам БЫТЬ! Но... Какой завод всё таки был первым, какой поезд имеет право считаться первым российским?

Всё дело в том, что раньше был выпущен вагон ЭД2Т-001П. Прицепной вагон, который изначально назывался просто ЭД-001П.

Тот самый вагон, который очень выделялся широкими тамбурами по сравнению с ЭРками
Тот самый вагон, который очень выделялся широкими тамбурами по сравнению с ЭРками

Но на испытания под номером ЭД2Т-0001 отправили сборную солянку с моторными вагонами ЭР2, тогда как Торжокский завод представил свой поезд целиком. Так что ТорВЗ сделал первую российскую электричку.

-3

Или нет? Если копнуть чуть глубже, станет понятно, что вообще все электрички Рижского завода (за исключением малосерийных и экспериментальных, типо ЭР200) являются продолжением серии ЭР1, просто с изменëнным оборудованием или компоновкой. И по факту, эти новомодные ЭП2ДМ являются логическим продолжением рижских электричек из 60-х, на которые навешали ещё больше украшений.

Красиво? Да. Комфортно? Да. Современно? Нет. Автор фото: Андрей Безбородов
Красиво? Да. Комфортно? Да. Современно? Нет. Автор фото: Андрей Безбородов

А вы замечали, что у них даже звук одинаковый? В них до сих пор нет асинхронных электродвигателей...

По-настоящему современные электрички появились в России в 2012 году, это были Ласточки (если не считать Сапсаны в 2009). Бестамбурная компоновка, плавный разгон, удобные сиденья. Что еще нужно для счастья? Как вы понимаете, в то время самым современным электропоездом от ТорВЗ был ЭТ4А, о котором я может позже расскажу. А у ДМЗ были те самые ЭД4М или другими словами ХЛАМ! Ситуация не самая лучшая, согласен. Надо было что-то делать и вот, в 2014 году была создана она: Иволга. Комфортный и современный электропоезда нашей разработки. Так что первая российская электричка была сделана не в 1993-м, а в 2014, спустя 21 год...

Иволга. Первая по-настоящему российская электричка. Автор фото: Кирилл Широков
Иволга. Первая по-настоящему российская электричка. Автор фото: Кирилл Широков

Как-то так. Спасибо за прочтение, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии и до новых встреч!