Когда вождь (дуче, фюрер) губит свою страну, генеральный штаб утрачивает инстинкт повиновения.
Выступление генерала Залужного на страницах британского журнала "Экономист" произвело сильное впечатления на всех, кого это касается.
А касается весьма многих.
Планы кампании 2023 г. закончились неудачей.
О выходе ВСУ к Азовскому с последующим взятием Крыма теперь уже и не вспоминают. Потери в живой силе и технике удручающие.
Западное чудо-оружие себя не оправдало.
С людскими ресурсами еще хуже. Восполнение живой силы делается все более трудной задачей.
Призывы Зеленского "Вперед, чудо богатыри!" делу не помогают.
Скорее раздражают, поскольку у всё большего количества украинцев создается впечатление, что их президент живет в фантастическом мире иллюзий.
Но практика XX в. показывает, что, когда вождь (дуче, фюрер) губит свою страну, генеральный штаб утрачивает инстинкт повиновения.
В июле 1943 г. американцы высадились на Сицилии, война пришла на итальянскую землю, и 25 июля 1943 г. Муссолини, правивший страной с 1922 г., был отрешен. В момент ареста дуче заметил:
"Кажется, это единственная успешная операция итальянского генерального штаба".
Какой главнокомандующий, такой и заговор
В III рейхе была операция "Валькирия" 20 июля 1944 г. – неудачное покушение на Гитлера в его восточнопрусской резиденции "Вольфсшанце" ("Волчье логово").
Попытке аттентата предшествовало резкое ухудшение стратегического положения рейха. Операция "Оверлорд" на западе знаменовала открытие второго фронта, операция "Багратион" на востоке приводила к выходу Красной Армии на довоенные границы СССР.
Понимая приближение окончательной катастрофы, германские генералы решились на устранение фюрера.
В заговоре были замешаны генерал-фельдмаршалы Роммель, Клюге, фон Бок, Вицлебен, начальник Абвера адмирал Канарис – совсем не последние представители военной верхушки рейха.
Причем операции "Валькирия" предшествовал "Сентябрьский заговор" 1938 г.
Опасаясь губительных последствий нападения на Чехословакию, деятели германского генштаба задумывали ликвидировать Гитлера и таким образом избежать войны с Европой.
Но тут фюрера спасли британский и французский премьеры Чемберлен и Даладье. Они подписали Мюнхенские соглашения, дававшие ему все, в чем он на тот момент нуждался.
В последующие три года (осень 1938 – осень 1941 г.) военно-политическое положение Германии стало выгодным и завидным, отчего попытки заговора были отменены:
"Народ нас не поймет".
Украинская версия
Аналогии интересны, но в случае с генералом Залужным смущает одна деталь.
Трудно сказать, что Залужный связан клятвой верности Зеленскому и готов служить ему до самой смерти.
Если германские фельдмаршалы не проявляли такой готовности в отношении Гитлера, то почему Залужный должен быть рыцарем (и даже лыцарем) без страха и упрека?
К тому же Залужный, как военный человек, пользуется репутацией серьезного мужчины, который понимает смысл и значение происходящего на фронтах.
Возможно, в его представлении дело столь серьезно, что без устранения Зеленского не обойтись, и это будет единственная успешная операция украинского генерального штаба.
Все возможно, но зачем делать столь толстые намеки в западной прессе?
Маршал Бадольо в 1943 г. не предварял фашистский переворот 25 июля публикацией статей в иностранной прессе. Не делали этого и фельдмаршал Вицлебен, а равно и полковник Штауффенберг накануне 20 июля 1944 г.
Заговор генералов – дело весьма серьезное и любящее тишину. Разные убедительные доводы нужно излагать потом – в случае успеха предприятия.
Если же налицо даже отсутствие понимания, когда лучше помолчать, то способности высшего украинского генералитета явно преувеличены, отмечает публицист Максим Соколов.