На этой неделе мне было преподнесено два ценных урока. И кажется, я даже усвоила их. Теперь остается отрабатывать, отрабатывать и отрабатывать.
Первый урок был преподнесен мне Крошей. Когда однажды вечером я попросила Нику погулять с щенком, чтобы мне не идти потом в душ в 12 ночи. И эта прогулка стоила мне последующих 8, когда мне пришлось заново приучать Крошу отходить от дома и гулять со мной не на поводке. Нет, разумеется, Ника ничего плохого не делала. Просто, вероятно, собака подумала, что ее вновь пытаются лишить дома (собственно, как сделала я, забрав ее от мамы и сиблингов), и поэтому решила не отходить от него вообще. Даже потом уже опять со мной.
И эти 8 долгих прогулок, когда я пыталась уговорить Крошу отойти до дома, были невероятно сложны для меня. Не только потому, что для такой работы требовалась масса терпения, но и потому, что самой надо было оставаться в это время максимально спокойной. А как оставаться спокойной, когда сильно хочешь в туалет, или очень устала, или вообще весь мир против тебя (в том числе и собака, категорически не желающая отходить от дверей)? Правильно: как. А когда раздражаешься да еще в работе с животным, то достичь желаемого становится очень сложно. Порой даже практически невозможно.
Так что с Крошей я училась не просто терпению (в очередной раз!), а сохранению реального (а не мнимого, видимого) спокойствия внутри себя, несмотря на множество раздражающих факторов вокруг.
Второй урок был связан с моей учебой. Мы выполняли практические работы, и мне мою вернули с комментариями, указав, где неправильно или можно было бы доделать. Что-то я поняла, а что-то – нет. Но по своей привычке идти до конца и докапываться до сути я продолжила уточнять у преподавателя, что можно почитать по этому вопросу, где добыть дополнительную информацию, чтобы разобраться. И на несколько моих подобных вопросов (причем еще и весьма конкретных) мне отвечали лишь: «Это неправильно. Тут ошибка».
«Ок, - рассуждала я. – Это я вроде уяснила с первого раза – то, что Неправильно. А где взять пример того, что правильно? Что почитать по теме, как разобраться?».
Четкого ответа я, однако, так и не получила. Указания на наличие ошибки были очень четкими. Но образец правильного примера или анализа я так и не получила.
Ничего вам не понимает? Классический квадрант Скиннера с его положительным/отрицательным подкреплением и таким же наказанием. В чем суть первого? Отметить желаемое поведение. В чем суть второго? Отметить неправильное. И наказание это не всегда про розги. Например, прекратить игру в процессе, если животное укусило, сделало больно (пусть и неспециально) тоже будет наказанием. Нюанс его в том, что животное понимает, что так делать не надо. Но! Как делать надо, оно все еще знает!
Теперь вернемся ко мне. Про наличие у себя ошибок я узнала (= наказание). Но каков тогда правильный ответ, чтобы я на него ориентировалась?
А его-то и не было. То есть мне оставалось перебирать варианты – бесконечное множество вариантов! – в безнадежных попытках (за исключением случайного угадывания) найти нужный. И это как раз про то, почему положительное подкрепление, с которым все вокруг так «носятся», на самом деле просто более эффективно, чем наказание, сразу обозначая «верный ответ». А поведение, которое приводит к желаемому, как известно, повторяется и учащается.
И нет, я не идеалист и не живу в мире розовых единорогов. Наказания тоже нужны. И вообще они придуманы не нами, а «природой»: дотронулся до пчелы, она тебя ужалила => получил «наказание» и чему-то научился. И следовательно, в дальнейшем уже будешь избегать подобного поведения.
Но если речь идет о формировании каких-то устойчивых и нужным вам действий или навыков, а также об эффективности этого процесса, то положительное подкрепление – лучший «инструмент» для этого. Проверено на себе.
P.S. …и подкреплено исследованием нейронной активности при мотивации получить желаемое (то самое ПП) или избежать неприятных стимулов. В первом случае она выше.
Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости !