Найти в Дзене
ПиПси

Как отучить ребенка от укачивания без истерик?

«Как перестать укачивать ребенка на сон без капризов и без истерик?», ─ этот вопрос может волновать не только родителей первенца, но и родителей, так сказать, со стажем: если с одним ребенком не возникало проблем при отучении от укачивания, то, увы, это не гарантирует их отсутствие с другим малышом.
Ведь все дети ─ разные. Их психический аппарат ─ тоже. И, соответственно, адаптация к изменениям в силу взросления тоже может проходить у каждого малыша по-своему, с индивидуальной спецификой.
Кроме того, родитель сам непреднамеренно может влиять на ход данного процесса.

Поэтому, решая проблему с переходом к новому способу засыпания без укачивания, нужно учитывать все детали.

Ошибка при адаптации малыша к новому этапу взросления

Родители жалуются, что в процессе отучения ребенка от укачивания на ночь, перед сном, малыш крайне негативно воспринимает ситуацию, реагирует на изменения в протестной форме ─ плачет, кричит, расторможен, отказывается спать, ходит «хвостиком» за мамой/папой, вынуждает взять его на руки и/или прилечь рядом, а порой проявляет даже негативизм и агрессию, особенно на фоне манифестации естественного возрастного кризиса (когда обозначенная проблема укачивания не была решена до 2,5 - 3 лет, в то время как педиатры рекомендуют начинать отучать младенца от укачивания с 6 - 8 месяцев).

Как правило, трудность связана с одной и той же ошибкой ─ резкое прекращение ритуала укачивания без замещения его новым ритуалом, уже соответствующим актуальному возрастному этапу развития ребенка.

Важно именно постепенно, по чуть-чуть завершать ритуал укачивания, сокращая его время и снижая интенсивность движений (можно даже не качать, а просто держать на руках малыша, но к такому варианту еще нужно прийти, так как ребенку необходимо привыкать пошагово ─ к каждому вносимому изменению в его привычную картину мира, включая алгоритм действий при отходе ко
сну).

Поведение ребенка ─ зеркало состояния родителя

Отучая ребенка от укачивания, можно делать все, казалось бы, идеально, четко реализуя рекомендацию
специалиста, но результата как не было, так и нет. И мама начинает изводить себя чувством вины и беспомощности.
Почему так происходит?
Дело в том, что состояние родителя (в котором он обращается к дитя), состояние мамы всегда и во многом определяет комфорт ребенка.
Его реакции и степень комфорта в целом зависят от главного источника удовлетворения всех жизненно важных потребностей ─ от матери.


Если мама хорошо себя чувствует (психологически и физически), спокойна и выдержана, то ее стабильное состояние передается ребенку на интуитивном уровне (через тактильность, невербальное и вербальное взаимодействие), что в итоге создает максимально благоприятную атмосферу как для контакта, так и для развития ребенка. А значит, ─ и для обновления ритуала засыпания без последствий и страданий для всех.

Очень метко обозначил в одной лишь фразе столь значимый принцип взаимосвязи состояний в диаде «Мать-Дитя» британский педиатр, детский психиатр и психоаналитик, Дональд Винникотт: «Достаточно хорошая мать ─ это мать, которой достаточно хорошо».

Когда ребенок считывает «на автомате» страхи, гнев или иной негатив матери, то и отвечает соответствующим образом.

Адаптация к чему-либо новому, к любому новообразованию в устоявшейся системе контакта мамы и малыша не бывает идеальной, поскольку
ребенок не хочет изменений. Ведь они транслируют ему информацию об утрате прежней безопасности, так как все новое для психики ─ неизвестное, а неизвестное ─ непривычное, а значит, содержит то, что еще не сформировало опыт и нужные знания о том, как с этим быть, и что это в себе несет.
Но, несмотря на то, что изменения ребенку так нежеланны в силу работы защитных механизмов его психики от любых рисков, они ему крайне необходимы для дальнейшего развития и Эго-становления, для социализации в обществе.
Поэтому маме нужно просто переждать, психически перерастая трудности привыкания малыша к новому опыту, опираясь на свою зрелую позицию, посильно (не в минус себе, а сохраняя себя) помогая ребенку справиться с приобретением нового опыта на пути индивидуализации.

Стоит принять, что если мама нервничает и предвосхищает бунт ребенка в ответ на реализуемые ею изменения, то детская реакция будет, скорей всего, равнозначной тому эмоциональному посылу, который он получает от мамы в процессе.
Маме первично необходимо быть в ресурсе, найти способ восстановить силы, прежде чем адаптировать ребенка к новому этапу взросления, чтобы не транслировать ему свою тревожность, негатив и боязнь ─ дети все чувствуют и могут зеркалить родительское состояние, так как ощущают от родителя дискомфорт.

Чем заменить укачивание?

Можно придумать вместе с ребенком новый, приятный ритуал для засыпания, потихоньку заменяя укачивание на этот ритуал. Например, такой, как:

  • читать вместе любимую книжку ребенка перед сном (можно даже читать книжку, как бы, для игрушек, включая их в процесс, как вспомогательные инструменты воздействия, вовлекая ребенка в обновленный ритуал отхода ко сну и отвлекая его от переживаний из-за отмены прежнего ритуала с укачиванием);
  • выбирать «волшебную» пижамку/одежду для сна для того, чтобы сны малыша были интересными и красочными;
  • говорить о важных для ребенка делах/событиях, произошедших за день, спрашивать его о том, что ему больше всего понравилось или, что его огорчило, удивило, вызвало недоумение, злость и т.д., и почему (такое доверительное общение расслабляет, успокаивает ребенка, а подытоживание дел и отреагирование мамой детских переживаний настраивает его на завершение дня полноценным ночным отдыхом);
  • выполнять любимые, самые простые асаны (если ребенок практикует йогу для малышей) или придумать мягкий, плавный «танец сновидений», фантазируя с движениями, придавая каждому из них свой уникальный, тематический (отход ко сну) смысл;
  • сочинять вместе мини-сказку или попробовать другие варианты.

Если проблему с укачиванием своими силами не удается решить, то можно обратиться к педиатру (чтобы исключить клинические причины проблемы), а также к психологу для более подробного изучения возможных предпосылок трудности и поиска ее лучшего решения с учетом конкретной ситуации, уникальной семейной психодинамики и анамнеза ребенка.