1937. Ноябрь, 14
Приговорен к расстрелу Петри Бернгард Эдуардович (1884–1937) — советский этнограф и антрополог, профессор Иркутского университета.
Родился 17 сентября 1884 в Берне (Швейцария) в семье известного антрополога. Детство провел в Италии, учился в начальной школе. Среднее образование получил в Петербургской гимназии. В 1910 окончил естественный факультет Петербургского университета с дипломом I степени. До 1918 работал в Музее антропологии и этнографии РАН заведующим археологическим отделом, участвовал в работе Русского географического общества, в составлении этнографической карты России. В 1912, 1913 и 1916 был командирован в Прибайкалье, где впервые открыл ряд опорных археологических многослойных поселений и провел широкие этнографические сборы по семейно-родовым отношениям и духовной культуре западных бурят.
В годы Гражданской войны оказался в Иркутске и деятельно включился в работу по организации университета. С августа 1918 он – доцент, с 1920 – профессор, организатор и руководитель кафедры археологии и этнографии, секретарь совета факультета. Он также принимал участие в организации и был сотрудником Биолого-географического научно-исследовательского института. Б.Э. Петри сумел наладить и скоординировать работу ВСОРГО, университета, Дома работников просвещения, Комитета народов Севера при крайисполкоме по изучению древней и современной истории и этнологии Сибири. На базе университета, Восточно-Сибирского отдела географического общества и Иркутского музея Б. Э. Петри создал научный кружок «Народоведение», который позже был переименован в «Краеведение». который еще в 1920-е получил признание и был назван «Иркутской археологической школой».
Послереволюционные работы Б. Э. Петри охватывали широкий диапазон тем: фольклористика, этнография, археология, он даже занимался разработкой проектов «культбаз» для народов Сибири. И с разными аспектами этих наук работали участники кружка, которых он полушутя и ласково называл «моя школа».
В 30-е годы гуманитарные исследования стали сворачиваться по всей стране, приоритет начал отдаваться прикладным дисциплинам. В 1932 году Бернгард Эдуардович остался без работы, перебивался случайными заработками, бедствовал…
Арестован органами НКВД 28 мая 1937 года.
«Б.Э. Петри был обвинен в том, что являлся участником немецко-японской, фашистской, диверсионно-разведывательной и правотроцкистской организации, существовавшей в Восточной Сибири, был агентом германской и английской разведок, по заданию которых занимался шпионской деятельностью, создавал диверсионно-разведывательные группы, вербовал агентов для германской разведки, установил организационные связи с правотроцкистской контрреволюционной и панмонгольской националистической организациями».
Приговорен НКВД СССР и Прокурором СССР 14 ноября 1937 по ст. 58-1 «а» УК РСФСР, как «участник немецко-японской фашистской диверсионно-разведывательной и правотроцкистской организации» к расстрелу. Расстрелян 25 ноября 1937. Место захоронения – Иркутск. Предположительным местом захоронения Б. Э. Петри считается район села Пивовариха. Реабилитирован 19 июня 1959 Военным трибуналом ЗабВО, при пересмотре дела была установлена недоказанность обвинений. Из всей небольшой семьи выжил только сын Олег, который тоже получил срок как сын врага народа. После отбытия наказания он вышел на свободу, обзавёлся семьёй и прожил до 1984 года.
На одном из корпусов педагогического института в Иркутске, где в том числе обучаются будущие историки и учителя истории, и где работал Бернгард Эдуардович Петри, помещена мемориальная доска в его честь.
Источники и литература:
- Константинов М. В. Бернгард Петри: Счастье открытий и трагедии жизни // Исследователи Древнего Забайкалья. — Чита, 1992;
- Савельев Н.А. Вклад Б. Э. Петри в изучение сибирского неолита // Палеоэтнологические исследования на юге Средней Сибири. — Иркутск, 1991;
- Свинин В.В. Археологические памятники Байкала и их исследователи // Древности Байкала. — Иркутск, 1992;
- Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917–1991). — СПб., 2003;
1938. Ноябрь, 14
Директива ЦК ВКП(б) об учете и проверке в партийных органах ответственных сотрудников НКВД СССР.
«В результате этой проверки органы НКВД должны быть очищены от всех враждебных людей, обманным путем проникших в органы НКВД, от лиц не заслуживающих политического доверия».
[Директива ЦК ВКП(б) об учете и проверке в партийных органах ответственных сотрудников НКВД СССР. 14 ноября 1938 г. // // АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 6. Л. 80–82. Подлинник. Машинопись.]
1942. Ноябрь, 14
В Томске арестованы студенты:
◼ Иван Селиверствович Кондратович (1919) — студент Томского педагогического института. 27 февраля 1943 по обвинению в контрреволюционной деятельности был осужден на 10 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах. Реабилитирован в апреле 1991.
◼ Иван Романович Репин (1917) — курсант Днепропетровского краснознаменного артиллерийского училища. 10 декабря 1942 был осужден на 10 лет ИТЛ.
1956. Ноябрь,14
В Томске состоялось закрытое отчетно-перевыборное собрание парторганизации Педагогического института, на котором выступление старшего преподавателя кафедры марксизма-ленинизма ТГПИ, кандидата философских наук Эрика Григорьевича Юдина (1930–1976), было расценено как антипартийное за то, что он в своем выступлении сказал, что «рядовые коммунисты не участвуют в формировании и обсуждении принципиальных, коренных вопросов политики партии». Предложил, чтобы «члены ЦК и руководящие работники партийных органов выезжали на места, отчитывались перед коммунистами о работе ЦК и чтобы работа ЦК КПСС подвергалась обсуждению, требовал усиления гласности партийной и государственной работы, заявив, что она совершенно недостаточна…».
20 декабря 1957 решением бюро Кировского РК КПСС Юдину «за антипартийные высказывания в выступлении на отчетно-выборном собрании и систематическое извращение марксистско-ленинской теории, допускаемое при проведении учебных занятий со студентами» был объявлен строгий выговор с предупреждением и выражено политическое недоверие как преподавателю общественных наук» и предложено обязать директора педагогического института освободить Юдина от занимаемой должности.
После данного решения в горком партии поступило письмо за подписью 160 человек студентов с просьбой оставить Юдина на прежней работе.
21 декабря 1956 на закрытом собрании парторганизации ТГПИ по обсуждению решения райкома КПСС по поводу Юдина было принято постановление одобрить решение бюро райкома КПСС, резко осуждающее поведение Юдина, вывести его из состава партийного бюро института, но просить бюро горкома КПСС оставить Юдина в парторганизации пединститута и на работе в институте.
28 декабря 1956 по прямому указанию обкома партии решением бюро горкома КПСС Юдин «за непартийное поведение, выразившееся в апелляции на решение бюро Кировского райкома КПСС перед студентами, неискреннее признание на бюро райкома и горкома КПСС своих ошибок» был исключен из рядов КПСС.
30 декабря 1956 при попытке поехать в Москву, чтобы добиться пересмотра решения Юдин был арестован КГБ, 2 января 1957 решение горкома партии по делу Юдина было утверждено бюро обкома КПСС. 3 января 1957 на квартире отца Юдина в городе Перово сотрудниками КГБ был произведен обыск, в ходе которого были изъяты личные документы Юдина, его переписка с родными, конспекты и дневниковые записи.
Решением Томского областного суда от 20–22 марта 1957 осужден по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР к 10 годам заключения.
Из обвинения:
«В 1956 неоднократно среди своего окружения и в письмах к знакомым и родственникам высказывал антисоветские взгляды. Писал жене: «Как в Москве переживают Польшу и Венгрию? <…> может, хоть снаружи взорвут наше вонючее болото пошлости, цинизма и лицемерия. Так и веет свежим воздухом <…> надо на 80 –90% очистить партию и советский аппарат, особо оторвавшихся от народа».
Три года Юдин провел в тюрьме, в 1960 был освобождён досрочно, без снятия судимости. Вернулся в Москву, где был вынужден трудиться рабочим-прессовщиком на заводе. В то же время начал активно участвовать в семинарах Московского методологического кружка (ММК). Затем поступил на работу в философскую редакцию издательства «Советская энциклопедия», где участвовал в подготовке «Философской энциклопедии» по гносеологической (эпистемологической) и философско-научной тематике.
Автор первых работ по методологии науки и системным исследованиям. В 1970-х , работая в Институте истории естествознания и техники АН СССР и руководя системным семинаром при институте, был в числе инициаторов создания ежегодника «Системные исследования», ставшего затем наиболее авторитетным отечественным изданием по системной проблематике.
Историю о деле Юдина и его влиянии на коллег-преподавателей мы писали в одной из первых публикаций канала в марте 2023.
Источники и литература:
- ГАРФ. Ф.8131. Оп.31. Д.77048. // 58-10. Надзорные производства прокуратуры СССР. Аннотированный каталог. Март 1953–1991. С.285;
- Юдин Эрик Григорьевич (некролог) // Системные исследования. Ежегодник 1976. — М.: 1977. - С. 185.;
- Юдин Б. Г. Юдин Эрик Григорьевич // ММК в Лицах. — М.: 2006;
- Томские заморозки хрущевской оттепели. Сборник документов и материалов. Томск. — 2010. С. 133–134.
1957. Ноябрь,14
Томский горком КПСС доложил в обком партии о том, что на 14 ноября в городе Томске в 112 парторганизациях состоялись партийные собрания, на которых коммунисты «горячо одобрили решение пленума ЦК КПСС и единодушно осудили действия бывшего министра обороны СССР тов. Жукова, направленные на подрыв ленинских партийных принципов руководства Вооруженными силами и попытки его поставить Вооруженные силы вне контроля ЦК КПСС и в целом партии».
[ЦДНИ ТО. Ф.607. Оп.1. Д.2548. Л.171–176.]
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.