Несмотря на экономическое и технологическое лидерство Китаю придётся просить помощи у России. В этом уверен известный экономист и публицист Михаил Хазин.
Недавно в Пекине с размахом прошёл форум "Один пояс - один путь", посвящённый одноимённому китайскому проекту. На нем присутствовали многие мировые лидеры, включая и Владимира Путина. Хотя и тематика форума была чисто экономической, но он показал и мировой расклад сил в геополитике.
Хазин уверен, что согласно договорённостям между Москвой и Пекином, Россия получает определённый кусок Евразии и будет работать на этом направлении. Китай же возьмётся за решение глобальной задачи - свержение США с трона мирового гегемона. Тут то и возникает неожиданная проблема, о которой не говорят в открытую.
Дело в том, что Китаю крайне необходима Россия, как источник идей. Представители 150 стран, приехавших на форму фактически признали, что теперь Китай становится страной номер 1, по большому счету, многим их них все равно - США или Китай, главное, чтоб платили.
У Пекина есть деньги (но платить будут долларами, а не юанями) и есть возможности, но чтобы стать настоящим лидером - нужно погрузиться в мир идей.
Китай по сути отказался от идей коммунизма, проведя свою перестройку и ослабив контроль над экономикой (что и дало большой экономический рост), глобальной религиозной идеи нет - даосизм не сильно распространён за пределами Поднебесной, власть денег - как принято на Запада - тоже не подходит.
Оказавшись в трудном положении Китай будет вынужден просить помощи у России в поиске глобальной идеи, которая объединит мир и позволит противопоставить новую концепцию Западу. Например, идея многополярности и защиты традиционных ценностей. Новое видение позволит Китаю предложить всем странам что-то более кредитов и дешевых товаров.
Впрочем, Хазин и предостерегает от слишком большой зависимости от Китая. Восточный вектор может быть так же опасен, как и зависимость от Запада до 2022 года. Внешнеполитические риски необходимо учитывать и разделять.