Найти в Дзене

Что такое философия?

Касательно этого вопроса существует множество разных мнений, и, в зависимости от ответа, который мы дадим, одних людей мы можем назвать философами, а других - нет. Философия не является термином, который обозначает какую-то конкретную вещь. Это зонтичное понятие, которое включает в себя много очень разных явлений, которые мы и называем философией, поэтому дать точное определение философии довольно сложно. Чтобы дать его, нам необходимо изучить историю философии и найти некие общие элементы у тех, кого называли философами. Это дескриптивный подход, суть которого состоит в том, что определение выводится на основе того, что философией называли исторически. Есть также и прескриптивный подход, суть которого состоит в том, что мы изначально задаем определение философии и, опираясь на него, называем одних людей философами, а других – нет. Так, например, если мы определяем философию через рациональность, то все иррационалисты не являются философами. В этой статье я разберу основные определения

Касательно этого вопроса существует множество разных мнений, и, в зависимости от ответа, который мы дадим, одних людей мы можем назвать философами, а других - нет. Философия не является термином, который обозначает какую-то конкретную вещь. Это зонтичное понятие, которое включает в себя много очень разных явлений, которые мы и называем философией, поэтому дать точное определение философии довольно сложно.

Чтобы дать его, нам необходимо изучить историю философии и найти некие общие элементы у тех, кого называли философами. Это дескриптивный подход, суть которого состоит в том, что определение выводится на основе того, что философией называли исторически. Есть также и прескриптивный подход, суть которого состоит в том, что мы изначально задаем определение философии и, опираясь на него, называем одних людей философами, а других – нет. Так, например, если мы определяем философию через рациональность, то все иррационалисты не являются философами.

В этой статье я разберу основные определения философии и выдвину определение, котором я пользуюсь.

Философия – это любовь к мудрости

Лично я никогда не понимал данное определение буквально, а видел в нем лишь красивый образ, за которым не стоит какого-то серьезного содержания. Не понятно, что такое мудрость и что значит стремиться к ней, поэтому это плохое определение, так как оно лишено конкретики и не дает нам понять специфику философии и ее отличительных черт.

Философия – это европейская интеллектуальная традиция

В рамках данного определения под философией понимается развитие европейской мысли, начиная от досократиков и заканчивая современностью. Из него следует, что философии за пределами Европы не существует, в том числе, китайской и индийской.

На мой взгляд, данное определение является банальным следствием европоцентризма и помещает все интеллектуальные традиции других стран на ступень ниже европейских. Безусловно, мы можем так определить философию, однако аргументы в пользу него я нахожу крайне сомнительными. Основная проблема в том, что из географического определения мы никак не можем вывести саму сущность философии. То есть, непонятно, почему именно Европа так уникальна в плане своей интеллектуальной традиции, что мы удостаиваем ее звания философии. Обычно это объясняется так: нигде, кроме Европы, не существовало тех практик рациональной дискуссии и аргументации, которые были там, также нигде не было практики свободной дискуссии и господствовала мировоззренческая монополия. На мой взгляд, такие заявление свидетельствуют о полном невежестве человека в области интеллектуальных традиций других стран. Все эти тезисы легко уничтожить, даже будучи совсем поверхностно знакомым с философией других стран. В качестве примера можно привести китайскую и индийскую философии. Например, в Индии была высокоразвитая культура дебатов, которые велись по определенным правилам. Они были более структурированы и строги, чем европейские дискуссии. В Китае мы можем найти следы споров и дискуссий в различных трактатах, например, в Чжуан-цзы мы можем увидеть критику конфуцианства. Можно привести еще много примеров, но я не буду этого делать, так как это не является задачей данной статьи.

Исходя из вышесказанного, я делаю вывод, что данное определение несостоятельно, поскольку его основания не выдерживают никакой критики.

Философия – это рациональность

Согласно этому определению, философами мы называем только мыслителей, находящихся в рамках рационального дискурса, который восходит к Платону и Аристотелю. Основная его проблема в том, что такое определение исключает из философов всех мыслителей иррационалистов. Например, Ницше и Шопенгауер, согласно данному определению, не являются философами.

То есть, мы называем философами только тех, кто разрабатывал свои концепции, находясь в рамках определенной традиции. Таким образом, всё за ее пределами не может считаться философией. Здесь стоит сказать, что рационализм не является неким верховным судьей над всеми, а представляет собой лишь одну из философских традиций. По сути, мы абсолютизируем одно конкретное направление, а все, что не подпадает под него, выписываем из философии. Такая проблема у всех определений философии, которые даются через какую-то конкретную традицию или школу мысли, будь то рационализм, идеализм или материализм. Поэтому я нахожу его неудачным, так как оно говорит не о философии вообще, а о конкретной философской традиции.

Философия – это аргументация

В этом определении отличительной чертой философии является ее аргументативный характер. То есть, главная черта философа - это стремление доказывать свои положения. Здесь также встает вопрос, насколько широко мы понимаем аргументацию: как любое приведение доводов в свою пользу или же строго логическую аргументацию? Второе определение будет гораздо уже, так как логика - это изобретение Аристотеля, и у философов Китая и Индии не было ее в том же виде, что и у европейцев. Более того, не все философы европейцы активно использовали логику, поэтому, исходя из этого определения, философами они не являются. Если же речь об аргументации в самом широком смысле, то этим занимаются абсолютно все, даже обыватели, поэтому данное определение не будет иметь смысла, так как такой аргументацией занимаются все люди. Но обычно имеется в виду именно первый вариант, то есть, использование аристотелевской силлогистики.

Первое замечание, которое мне приходит в голову, – это то, что если мы берем аргументацию как основной критерий, то средневековые схоласты являются большими философами, чем, например, досократики, так как они активно применяли логику, в то время как во времена досократиков ее просто не существовало. Также, ученые являются большими философами, так как уделяют большое внимание доказательствам. Но мы не называем их философами. Однако, основная проблема этого определения в том, что философы не особо стремились именно аргументировать, то есть, приводить доводы в пользу истинности своей позиции. Люди часто путают аргументацию и объяснение и принимают второе за первое. Доказательство – это приведение доводов в пользу истинности своей позиции, то есть, соответствия ее реальности. Объяснение - это просто изложение своей позиции. Если мы посмотрим на работы Платона или Аристотеля, то увидим в них, в основном, именно изложение своей позиции, а не доказательства. Одним из немногих философов, стремившихся все доказать, является Спиноза. Его «Этика» действительно содержит в себе доказательства всех положений, кроме базовых аксиом и постулатов. Рассматривая других философов, например, Канта, Гегеля, Лейбница, также нельзя сказать, что они концентрировались именно на аргументации. Основной задачей было именно создание своей системы и ее изложение. Доказательствами, как правило, занимались уже их последователи.

Также к этому определению можно задать следующий вопрос: если философия – это аргументация, то что именно аргументировали философы? Перед тем как приступить к аргументации, нужно придумать позицию, которую ты будешь защищать. Дело в том, что необходимость в аргументации встает в случае нужды защищать определенные спорные идеи, которые не являются стопроцентно доказанными. Защищать общепринятые идеи, которые ни у кого не вызывают сомнения, просто не имеет смысла. Из этого я заключаю, что они аргументировали именно созданные ими идеи и концепции, которые вызывали споры и несогласия, и в связи с этим возникала необходимость формулировать аргументы в свою защиту. То есть, аргументация является вторичной по отношению к созданию концепции. И здесь я плавно перехожу к последнему определению.

Философия – это творчество концептов

Данное определение я нахожу наиболее подходящим и наиболее точно выражающим сущность философии. В рамках данного определения можно сказать, что философия – это мышление вообще, вне рамок какой-либо конкретной традиции. То есть, философия занимается формированием подходов к осмыслению реальности, в процессе создавая различные теории познания, метафизические системы и этические постулаты. Таким образом, философия лежит в начале всего, что создается человеком, и играет очень важную роль в развитии человечества.

Философами мы называем людей, которые преуспели в создании собственных концептов, то есть, философских систем и учений. Чем большее количество сфер затрагивает учение, тем в большей степени человек проявил свой творческий талант. Одно дело разработать отдельно этику или эстетику, и совершенно другое – это создать учение, содержащее в себе онтологию, гносеологию, этику и эстетику.

Также создание собственного учения с нуля является более высокоуровневым творческим актом, чем разработка определенных разделов уже готового учения. Поэтому христианские философы являются философами гораздо более мелкими, чем, например, Платон, Аристотель, Гегель и Маркс, поскольку они являются создателями собственных оригинальных философских систем, со своей онтологией, гносеологией, этикой и эстетикой.

В завершение объяснения этого определения немного расскажу о важности философии в современности. На мой взгляд, одна из основных проблем современности – это отсутствие у многих людей, в том числе и философов, желания создавать что-то новое. Часто можно услышать речи о том, что все уже придумано до нас и мы можем только повторять. Я с этим в корне не согласен, и, на мой взгляд, создание новых систем, учений или концепций способствует решению этой проблемы. Эти учения могут послужить основой для создания различных новых практик и таким образом ускорить развитие человечества. Философия в том определении, которое я ей дал, является основным средством решения данной проблемы. Поэтому очень важно стремиться создавать новые учения, системы и концепции. Это многократно ускоряет развитие человечества и позволяет ему не находиться в стагнации. О философии в современности и ее пользе у меня будет отдельная статья.

Заключение

Философия – это очень разнообразное и многогранное явление, которое представители различных философских учений стремятся заключить в определенные рамки, так, чтобы только те учения и позиции, которые им нравятся, назывались философией. На мой взгляд, это вредоносная стратегия. Главная польза изучения философии заключается в том, что она может показать человеку все богатство человеческих идей, как уже созданных, так и еще не высказанных. Поэтому определения философии через какую-то отдельную традицию или дискурс вредны и скрывают полное богатство философии от человека, который захочет изучить ее. И понимание этого многообразия, на мой взгляд, способствует развитию творчества и в конечном итоге сильно ускорит прогресс человечества.