Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Трижды о любви" (СССР, 1981) и "Танцплощадка" (СССР, 1986): разные фильмы, разные мнения...

Трижды о любви. СССР, 1981. Режиссер Виктор Трегубович. Сценарист Будимир Метальников. Актеры: Сергей Проханов, Марина Трегубович, Марина Левтова, Надежда Шумилова, Валентина Ковель, Алексей Жарков, Виктор Проскурин и др. 16,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Виктор Трегубович (1935–1992) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, из которых вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент вошли три: военная драма «На войне как на войне», масштабная историческая драма «Даурия» и мелодрама «Трижды о любви».

Василий (Сергей Проханов) возвращается из армии в свой колхоз, а его невеста уже вышла замуж…

Советская кинопресса, как правило, позитивно оценивавшая работы Виктора Трегубовича, и на этот раз отнеслась к его работе одобрительно:

Кинокритик Галина Долматовская (1939-2021) писала о мелодраме «Трижды о любви» так: «Почему один человек нужен другому? Как возникает любовь? Авторские раздумья вокруг этих вечных и вечно волнующих вопросов и составляют нравственную основу рассказанной нам истории. … «Трижды о любви»... Фильм добрый, чистый, искренний» (Долматовская, 1981).

В принципе с мнением Г. Долматовской согласны и нынешние зрители:

«Такой, на первый взгляд, незамысловатый фильм. Простая история. А на самом деле – сколько разных судеб, характеров показано. … Актёры замечательные. Когда-то, посмотрела его в первый раз, то очень понравилось. А сейчас вот пересмотрела – тронул до глубины души» (Наташа).

«Фильм без каких-то особенных режиссерских изысков, но такой симпатичный, и так замечательно в нем актеры играют» (Б. Нежданов).

Киновед Александр Федоров

-2

Танцплощадка. СССР, 1986. Режиссер Самсон Самсонов. Сценаристы Аркадий Инин, Самсон Самсонов. Актеры: Александра Яковлева, Евгений Дворжецкий, Людмила Шевель, Анна Назарьева, Сергей Газаров, Владимир Дружников, Людмила Шагалова, Николай Прокопович и др. 16,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Самсон Самсонов (1921–2002) поставил 20 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Оптимистическая трагедия», «Огненные вёрсты», «За витриной универмага», «Каждый вечер в одиннадцать», «Одиноким предоставляется общежитие», «Попрыгунья», «Журавль в небе», «Танцплощадка») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Основной конфликт этой картины связан с тем, что в городе на месте танцплощадки решили построить санаторий…

Сценарист и кинокритик Фархард Агамалиев (1946–2012) отнесся к «Танцплощадке» тепло, подчеркнув, что «устами своих героев, их поступками авторы этой музыкально–романтической комедии говорят о вещах серьезных. Авторы словно бы задают вопрос – что станется с нами, если начнем мы с наилучшими намерениями, но без оглядки вышибать чугунными шарами память о былом, о радостях его и печалях, о том трепетно–неповторимом, что и есть жизнь наша и судьба?» (Агамалиев, 1986: 2).

Зато театральный и кинокритик Наталья Казьмина (1956–2011) подошла к «Танцплощадке», вооружившись весьма серьезными (на мой взгляд, слишком серьезными для фильма С. Самсонова) аргументами и утверждая, что «романтическое сравнение трех сестер из приморского городка с героинями Чехова, а современных танцулек с балами во время Пушкина не добавляет ситуации ни глубины, ни полета. А мотивы недалекого «ретро», сентиментальная «пенсионная суббота» и материализовавшееся воспоминание о военном прошлом танцплощадки, высокопарно названной «памятью и судьбой жителей городка», лишь усугубляют стилистическую чересполосицу фильма. … Надежды на лучшее мы привыкли связывать с тем, насколько сам человек способен в него поверить, его возжаждать, его добиться. В «Танцплощадке», не мудрствуя лукаво, обещают счастье прямо пропорционально вашей непривлекательности. … Можете не сомневаться, уверяют авторы фильма, повезет всем. Но от такого счастливого финала, как ни странно, испытываешь не законное удовлетворение, а легкий ужас. Как–то обидно становится за прекрасный пол и тут же хочется присоединиться к тем, кто требует снести это уродливое строение, прибежище тех, кто не знает других развлечений. … «Салон красоты», как может, старается «сделать нам красиво». В «Танцплощадке», напротив, активно обыгрывается «эстетика некрасивого». Но и в том, и в другом случаях героям отказано в духовности и интеллекте, человеческие чувства заменены чувствованиями нафантазированными… Эти фильмы манят и сулят. Обещают любовь всем и каждому. Ведут своих героинь через слезы и одиночество к непременному счастью. Ох, не верится этим слезам, и немногого стоят такие обещания» (Казьмина, 1986: 16–17).

Многие зрители XXI века, похоже, в большей степени разделяют точку зрения Ф. Агамалиева:

«Друзья, смотрите этот фильм. Не верьте тем, кто говорит о нем плохо. Прекрасный фильм, теплый, нежный, сделан с любовью. Поставил его настоящий мастер Самсон Самсонов… Этот фильм несет радость, жизнелюбие, он о любви. Да, просто о любви, безо всяких ненужных претензий. Смотрится он легко, оставляет приятное, радостное впечатление. В этом фильме есть стиль, атмосфера. Это же настоящая танцплощадка, где поют и танцуют. Жалко, что его редко показывают, жалко, что недооценили. Наверное, те, кто ругали – сухие, черствые, неромантичные люди и снобы. Еще раз – смотрите и радуйтесь жизни и любите. Наша жизнь состоит не только из денег, секса и насилия. Всего хорошего» (Кейт).

«Присоединяюсь к защите этого фильма. Хорошая, добрая, с нотками ретроностальгии картина. Особенно запомнилась короткая, но врезавшаяся в память тема смены поколений на танцплощадке, которая была свидетельницей многих зародившихся чувств любви и минут счастья. Добротное советское кино крепкого профессионала на рубеже эпох (особенно по сравнению с тем что потом хлынуло на экраны после 1986–го года и далее). С удовольствием повторно просматриваю» (Маяк).

Но есть, разумеется, аудитория, которым мелодрама С. Самсонова не пришлась по душе:

«На редкость посредственное кино. Эдакая попытка возродить музыкальные фильмы 60–х, но не вышло: очень блёкло и неинтересно. Хорошо сыграл здесь только Дворжецкий, остальные (даже симпатичная мне Назарова) просто мечутся в кадре» (Григорий).

«Фильм совершенно не понравился. Сюжет настолько избитый, что перемалывать его по–новой – удовольствие ниже среднего! Да и сама идея – не ломать старые сооружения/дома/танцплощадки, потому что они носители памяти ("Здесь мои родители познакомились", "Здесь я первенца родила", "Отсюда я в армию ушёл") – более чем сомнительна. Потому что когда эти "памятные места" полностью сгниют и рухнут от старости, накрыв обломками представителей самых разных поколений горожан, вряд ли кто–то будет предаваться сладким ностальгическим воспоминаниям... На протяжении всего просмотра фильма не уставал удивляться кастингу. Как же надо было постараться ассистенту режиссёра, чтобы собрать целую галерею совершенно серых и невыразительных персонажей для своего фильма! Претензий нет только к Е. Дворжецкому с С. Газаровым, все остальные (особенно, женщины) – просто туши свет!» (Г. Воланов).

«Нет уж, увольте нас от такой лабуды!» (Критик).

Киновед Александр Федоров