Утренние поезда. СССР, 1963. Режиссеры Фрунзе Довлатян, Лев Мирский. Сценаристы Авенир Зак, Исай Кузнецов. Актеры: Валентина Малявина, Анатолий Кузнецов, Лев Прыгунов, Валерий Малышев, Леонид Реутов, Лариса Виккел, Люсьена Овчинникова, Людмила Чурсина, Юрий Медведев и др. 17,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Фрунзе Довлатян (1927–1997) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, но только два из них – «Карьера Димы Горина» и «Утренние поезда» – вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Лев Мирский (1925–1996) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Карьера Димы Горина» и «Утренние поезда», «Это было в разведке») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Мелодрама «Утренние поезда» ставила юную героиню Валентины Малявиной в ситуацию «соблазненной и покинутой», привычную для более традиционных сюжетов, чем «оттепельный» фильм, действие которого происходит в заводской среде начала 1960–х… Непривычную для себя роль отрицательного персонажа сыграл здесь Анатолий Кузнецов (1930–2014).
Кинокритик Георгий Капралов (1921-2010) «Утренними поездами» остался недоволен: «Хотя герои их одеты по последней моде н даже бросают отдельные реплики о самых злободневных событиях, — вся эта современность внешняя, мнимая. Можно весьма наблюдательно н живо передать движение толпы на железнодорожном перроне, атмосферу вечерних улиц большого города; можно очень изобретательно сфотографировать двор недавно отстроенного многоэтажного дома, молодежную вечеринку в новой квартире, можно как будто бы подметить многие приметы сегодняшнего дня, — но все же в результате обнаруживается, что наше время в его истинном измерении и содержании ускользнуло из фильма. … Старое, олицетворенное в этом фильме в образе Павла, исследуется, рассматривается подробно, со всех сторон, а новое служит лишь фоном, на котором разворачивается атака старого. Павел терпит крах не в столкновении с новой моралью, не с тем новым, что все прочнее входит в нашу жизнь, а благодаря случайности. Правда, в этой случайности есть элемент закономерности: катастрофа, жертвами которой становятся герои фильма, происходит по вине Павла, который, как всегда, эгоистично думал лишь о себе, о своем удовольствии. ... наши советские ребята изображены в фильме холодными резонерами, пересмешниками, которым ничего не дорого н которые не могут ни сражаться за свое счастье, ни выступить против зла, ни помочь другу» (Капралов, 1963: 74-75).
Мнения сегодняшних зрителей об «Утренних поездах» в целом позитивно:
«Старый фильм, но он и сегодня превосходно смотрится, хотя и не принадлежит к заметным образцам кино 60–х годов. Как прекрасна здесь Малявина – как воплощение самой невинности и чистоты» (Кинолюбитель).
«Фильм мне этот очень нравится. Кузнецов такого гадкого человека сыграл! Еще нравятся Овчинникова и Прыгунов – и как своих героев играют, и какими их персонажи видятся. Но вот героиня Малявиной какой–то туповатой показалась, как в эмоциональном, так и в бытовом, жизненном плане. Мне она кажется скорее глуповатой, чем наивной и невинной. Вроде очевидные вещи, а она их не понимает» (М. Морозова).
Киновед Александр Федоров
Рано утром. СССР, 1966. Режиссер Татьяна Лиознова. Сценарист Вера Панова. Актеры: Николай Мерзликин, Фаина Никитина, Ольга Бобкова, Олег Жаков, Нина Сазонова, Елена Максимова, Валерий Носик, Иван Рыжов и др. 17,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер легендарных «Семнадцати мгновений весны» – Татьяна Лиознова (1924–2011) начинала свой творческий путь с мелодрам. И снискавшая зрительскую любовь «Евдокия» – одна из них. Всего Т. Лиознова поставила 9 фильмов, пять из которых (и это не считая легендарных «Семнадцати мгновений весны») – «Евдокия», «Рано утром», «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» – вошли в число самых кассовых советских кинолент.
…Потеряв родителей, Леша и Надя остаются одни…
Скромная оттепельная мелодрама «Рано утром» привлекла зрителей искренностью чувств в житейской истории о простых людях.
Кинокритик Кира Парамонова (1916–2005) писала об этом фильме в журнале «Искусство кино», что «Сдержанность и скупость средств характерна для лучших эпизодов картины. Но это не сухость режиссерского почерка и не своеобразное кокетство. Это стиль, который постановщику кажется необходимым, чтобы раскрыть сущность данного жизненного материала, конкретного человеческого характера. «Документализм» стал авторской манерой, которая отнюдь не предполагает описательность, следование этакому потоку событий. Подлинность среды сочетается с логически развивающейся; фабулой, с точным отбором деталей и подробностей. … Я знаю, некоторые считают, что в фильме несколько сглажены трудности и конфликты, возникающие со всей неизбежностью перед героями: вроде бы авторы подводят их к той грани, за которой — жизнь во всей ее повседневной сложности, но не решаются показать эту сложность развернуто, реально, а подстилают своего рода «мягкие коврики», чтобы смягчить удары судьбы. Мне трудно полностью принять такую точку зрения. То нелегкое, сложное, что вошло в жизнь Алеши, когда он стал «главой семьи», показано в обычных, рядовых бытовых сценах и словно бы не выделяется в общем ходе событий. … Есть в фильме и некоторые … просчеты, в частности эпизоды–скороговорки, решенные шаблонно, примитивно. Таков эпизод в ресторане — кульминация сложной судьбы Надиной подруги. … сцена удивительно прямолинейна, лишена тонкости в изображении «двух миров» — честного и лживого, настоящего и фальшивого. … Подобные отступления авторов фильма от собственных принципов, конечно, досадны. И особенно потому, что картина в целом эмоциональна, доходчива, вызывает множество ассоциаций. Фильм заставляет увидеть и понять важные качества современной молодежи. Создатели его показали, что жизнь их героев не только трудна, но — и это главное — прекрасна. В простых буднях советского человека раскрывается его душевная красота, его способность творить счастье» (Парамонова, 1966: 18–20).
Уже в XXI веке киновед Ирина Шилова (1937–2011) отмечала, что в «картине «Рано утром»… Лиознова предлагала образец этического поведения, рассматривала проблемы семьи, взаимоотношений людей, как частных, так и трудовых, в эталонном виде. Картина давала модель, в которой сформулирован поучительный образец, извлеченный из жизни, являющийся в формах самой жизни. Долг, совесть, взаимопонимание, доброта самоотверженность — вот несущие опоры этой конструкции» (Шилова, 2010).
Сегодняшние зрители относятся к этой мелодраме, как правило, очень тепло:
«Эту ленту трудно назвать гениальной, великой, да она и не претендует на эти громкие эпитеты. Это просто очень хороший фильм. Он добрый и искренний. Без всяких прикрас и заигрываний с потенциальным зрителем. Бытовой сюжет, обыкновенная семья, в которой случилось горе, и старшему брату пришлось повзрослеть раньше, чем может быть он хотел» (Олти).
«Великолепное кино! После просмотра в душе остаются самые лучшие чувства. И это здорово, по–моему, что нет в фильме "крутых", "невероятных", "высосанных из пальца" событий – правдивое жизнеописание порой куда интереснее всяких выдумок» (Борис).
«Фильм "Рано утром" завораживает своим сюжетом и прекрасной игрой актеров. Главный герой Алексей – молодой человек с внутренним жизненным стержнем, для которого внутрисемейные отношения с сестрой и ответственность важнее легкомысленных любовных интересов. Его сестра Надя – девушка с тонкой душевной организацией, добрая, симпатичная, немного наивная. Сюжет фильма, казалось бы, прост, но какова скрытая психологическая напряженность и жизненная сила в каждом кадре» (Юлия).
Киновед Александр Федоров
Третья молодость. СССР–Франция, 1966. Режиссеры Жан Древиль, Исаак Менакер. Сценаристы Александр Галич, Поль Андреота (по роману Пьера Жильбера). Актеры: Жиль Сегаль, Олег Стриженов, Жак Ферьер, Наталья Величко, Николай Черкасов, Николай Трофимов, Геннадий Нилов, Алла Ларионова, Владислав Стржельчик и др. 17,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Исаак Менакер (1905–1978) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, из которых только «Третьей молодости» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Эта музыкальная мелодрама о жизни знаменитого балетмейстера и хореографа Мариуса Петипа в год прокат покорила немало зрительских сердец, но в связи с эмиграцией одного из сценаристов – Александра Галича (1918–1977) через несколько лет как бы «ушла в тень»…
Театровед Элла Бочарникова писала о «Третьей молодости» так: «Известны два пути в создании биографического фильма. Один, если можно так сказать, «сюжетный», когда внимание сосредоточивается на внешнем течении событий, на занимательно и эффектно восстановленных фактах биографии. Другой путь предполагает более глубокую авторскую работу, которая ставит задачей исследовать содержание жизни, суть деяний изображаемого лица. Авторы фильма «Третья молодость» пошли по первому пути. События в картине скорее излагаются, чем осмысливаются, «подаются», а не раскрываются. … Эстетическая ценность творчества Петипа, в сущности, не вскрыта, даже в тексте о ней не говорится нигде по–серьезному. Вероятно, потому и не показаны в фильме лучшие фрагменты из балетов Петипа, наиболее ярко характеризующие его художественный стиль, манеру. … Правда, нельзя в то же время не отметить определенного познавательного значения картины. И я понимаю признательность зрителей авторам «Третьей молодости» за ожившую страницу истории русского балета, хотя страница эта лишь приоткрывает интереснейшую ее главу» (Бочарникова, 1966: 31, 33).
Зрители старшего поколения до сих пор вспоминают эту музыкальную мелодраму:
«Чудесный фильм! Как хороши актеры – неповторимый, великий Н. Черкасов в роли Гедеонова, юная и очаровательная Н. Величко в роли Марии Петипа, великолепно сыграли даже небольшие роли Чайковского – Олег Стриженов, Николая Первого – В. Стржельчик, Всеволожского – В. Емельянов. Очень понравились французы – Жиль Сегаль в роли Петипа и Жак Ферьер в роли Минха, очень колоритно и темпераментно сыграно. Здесь вообще просто созвездие талантов… Фильм, наверное, еще и потому удался, что талантливый режиссер Ж. Древиль не первый раз работал с русско–французским материалом. Фильм так же красив, как красиво искусство балета» (НВЧ).
«Видел этот фильм в год премьеры. Один из первых советских широкоформатных фильмов, ещё редких в 60–е годы. Пересматривать с тех пор ни разу не довелось, да и в телевизоре далеко не тот эффект будет. Балет на широком формате очень эффектно смотрелся, и Жиль Сегаль в роли Петипа был обаятелен и артистичен. В односерийный фильм многое, конечно, не вошло. … Алле Ларионовой, играющей вторую жену Петипа, в фильме, по–моему, не очень повезло. Слишком маленькая у неё роль, чисто служебная» (Б. Нежданов).
«Посмотрел этот фильм сразу после выхода на экран. Меня он тогда по–детски поразил тем, что я впервые внезапно осознал, что движения в балете – это такое же творчество, как и любое другое. Это придумывается, записывается, как ноты. Раньше об этом не задумывался» (П. Шлаг).
Киновед Александр Федоров