Метель. СССР, 1965. Режиссер и сценарист Владимир Басов (по одноименной повести А.С. Пушкина). Актеры: Валентина Титова, Георгий Мартынюк, Олег Видов, Мария Пастухова, Владимир Маренков, Николай Прокопович, Николай Бурляев и др. 19,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Актер и режиссер Владимир Басов (1923–1987) снял 19 фильмов, половина из которых («Щит и меч», «Битва в пути», «Тишина», «Жизнь прошла мимо», «Школа мужества», «Случай на шахте восемь», «Возвращение к жизни», «Необыкновенное лето», «Метель») вошла в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Метель» Владимира Басова вышла в советский кинопрокат в феврале 1965 года и была тепло встречена зрителями, которых привлекли актерская игра Валентины Титовой, Олега Видова и Георгия Мартынюка, гениальная музыка Георгия Свиридова и, разумеется, пушкинский сюжет…
Эта экранизация пушкинской прозы и сегодня сохраняет притягательность для зрителей, которые порой горячо спорят о них на интернетных сайтах:
«В фильме сочетается все самое прекрасное. Это Пушкин, Свиридов, мастерство гениального режиссера Басова, и одни из самых красивых актеров советского кинематографа. Праздник для души. Еще одним прекрасным достоинством таких фильмов, является желание перечитать произведение» (Новикова).
«Поистине один из лучших фильмов нашего кино. Удивительно родной, щемящий душу мир. Басов полностью сохранил в нём настоящее, пушкинское чудо. … Басов и Свиридов вместе создали шедевр киноискусства! Актёры, атмосфера, работа оператора, цветовая гамма, свет и тень – всё очень изысканно. Я счастлив, что смотрел этот фильм в кинотеатре в ту пору, когда кинотеатры ещё были русскими по сути своей. И в лучшие минуты жизни я часто обращаюсь к "Метели" Басова. Очень вкусный фильм. Пища для души» (А. Селеверов).
«Впервые фильм «Метель» я увидела в кинотеатре весной 1965 года, будучи десятилетней девочкой. … Будучи взрослым человеком, и неоднократно прочитав "Повести Белкина" А.С. Пушкина, я полюбила фильм за бережное отношение режиссера и сценариста Басова к пушкинской "Метели". Для меня музыка Г.В. Свиридова к фильму "Метель " – это точное описание сюжета фильма посредством музыки. Редкое кино может похвастать тем, что действие в фильме постоянно сопровождается изумительной музыкой, которая не только очень красивая, но и передает всю гамму чувств героев картины: музыка нагнетает ужас Владимира, заблудившегося в поле из–за метели, пугает в церкви Машу безнадежностью ситуации, при встрече Владимира и Маши легкая и спокойная, но с какой–то грустной ноткой. А музицирование Маши и ответ Бурмина на её вопросы (опять же через музыку) – это замечательная сцена, которая добавляет романтики фильму. Прекрасная повесть А.С. Пушкина, замечательный фильм Басова и талантливая музыка Г.С. Свиридова! Браво!» (Татьяна).
«Фильм, может, и не самый великий, но очень и очень хороший (а музыка Свиридова и вовсе гениальная). Достойная экранизация Пушкина: и Басов молодец, и Вронский хорошо снял, и актёры на высоте» (Эрджел).
«Какой восхитительный и красивый фильм! Какие пейзажи, будто фотографии Прокудина–Горского перенесли на плёнку. Замечательно, что фильм был изначально снят цветным. Удивительным романтиком был Владимир Павлович Басов, а ведь всю Великую Отечественную прошёл.... К слову, среди режиссёров–фронтовиков крайне мало было пошляков и чёрствых циников, наоборот, их фильмы отличаются тонкой лирикой» (Натали).
«Почему–то не нравится этот фильм. Только музыка Свиридова замечательна и передает характер именно пушкинского произведения. Главная героиня хороша, но так холодна! Мартынюк вообще гусар с клееными усами. Так как сама история коротка, пришлось это исправлять долгими пейзажными съемками, которые не всегда хороши, долгими взглядами, многозначительными паузами. Когда я читаю это произведение, то удивляюсь, сколько там романтики! А в фильме сплошная проза» (Лина Н.).
Киновед Александр Федоров
Попрыгунья. СССР, 1955. Режиссер и сценарист Самсон Самсонов (по рассказу Антона Чехова). Актеры: Сергей Бондарчук, Людмила Целиковская, Владимир Дружников, Евгений Тетерин, А. Алексин, Александр Бобровский, Василий Бокарев, Георгий Георгиу, Михаил Глузский и др. 19 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Самсон Самсонов (1921–2002) поставил 20 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Оптимистическая трагедия», «Огненные вёрсты», «За витриной универмага», «Каждый вечер в одиннадцать», «Одиноким предоставляется общежитие», «Попрыгунья», «Журавль в небе», «Танцплощадка») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Благодаря замечательному дуэту Сергея Бондарчука и Людмилы Целиковской, «Попрыгунья» и сегодня – одна из самых востребованных советских картин, ее часто показывают по телеканалам.
После выхода на экран «Попрыгунья» была тепло встречена как зрителями, так и кинокритиками.
Сценарист и кинокритик Виктор Шкловский (1893–1984) писал, что «интересно посмотреть на удачу кинохудожника. Я говорю о «Попрыгунье», поставленной по своему сценарию режиссером С. Самсоновым. Единственным упреком или главным упреком, который мы ему ставим, является то, что лента несколько длинна, в ней есть лишние сцены, которые доказывают и говорят прямо то, что Чехов дает через сопоставления. Причем именно это говорение впрямую ослабляет фильм. В то же время пейзажные куски, введенные в ленту, нам кажутся введенными правильно, потому что они по характеру своему связаны с русским реалистическим пейзажем. Интересно, хотя и несколько спорно, играет артистка Л. Целиковская роль попрыгуньи. Она очаровательна. В одном темпе, в одном художественном жизнеощущении создала она образ Ольги Ивановны. Тут может быть лишь одно возражение: режиссер дал артистке слишком много платьев. Он не показал ее полукомическую борьбу за пышность. Трудность ее существования — именно в этой борьбе. Именно в этой борьбе она так беспощадно эксплуатировала Дымова. Излишняя затянутость ленты, дотягивание ее до полнометражной создало ненужные повторы обедов у Дымовых. Но картина во всем ее актерском ансамбле очень хорошая, очень большая, хотя и тут надо было бы поговорить о смысле произведения. … Задача, которая стоит перед художником, передающим Чехова, огромна, и С. Самсонов близко подводит зрителя к чеховскому жизнеотношению (Шкловский, 1956).
Положительную оценку «Попрыгунье» дали и авторы «Краткой истории советского кино: «Сценарий был предварительно отрепетирован на сцене Театра–студии киноактера. Это помогло создать произведение хорошо отработанное по форме. Но, вероятно, этим же можно объяснить и некоторую театральность картины, что особенно сказалось на принципах решения интерьера и особенно – на построении мизансцен. Но зато вполне кинематографична игра актеров…, создавших художественно правдивые образы, исполненные современного звучания. … С. Бондарчук, прекрасно передавая душевное состояние героя, создает психологически убедительный образ человека, исполненного гуманности, доброты, бескорыстия» (Грошев и др., 1969: 433–434).
Сегодняшние зрители, как правило, оценивают «Попрыгунью» очень высоко:
«Вчера перечитала чеховскую "Попрыгунью", а сегодня посмотрела фильм. Под впечатлением. Экранизация великолепна, думаю, и самому Антону Павловичу понравилось бы это кинематографическое воплощение его короткого по форме, но объёмного по содержанию рассказа. Понравилось, что в фильме сохранены все значительные фразы–характеристики ... В рассказе они даются от лица автора, а в фильме искусно вплетены в разговорную речь. Актёры играют превосходно, сам фильм удачный, хорошо скомпонованный, органичный и гармоничный. Смотрится с вниманием и интересом и вызывает желание поразмышлять на тему любви» (Мита).
«Великой силы фильм! Сейчас посмотрела – до сих пор плачу... Дымов... Превосходный образ, созданный Бондарчуком. Замечательно сыграла Целиковская, очень точная передача образа самоуверенной легкомысленной дурочки, которая только после смерти Дымова поняла, насколько велик был её муж, насколько он был бескорыстно добр» (Анна).
«Вот так надо экранизировать Чехова! Актеры играют просто здорово! Я часто пересматриваю эту картину, и всякий раз нахожу в ней что-то новое для себя» (Строгий зритель).
«Этот фильм – один из немногих у Самсонова, признанных советской кинокритикой. Большинство его фильмов критика ругала, а то и разносила в пух и прах. А у зрителей руганные–переруганные фильмы нередко имели успех. Этот же фильм пользовался всеобщим признанием благодаря режиссерскому мастерству, великолепной игре актеров, работе оператора и художника. Думаю, что Ольга и Рябовский всё–таки не были карикатурами на Кувшинникову и Левитана. Это литературные герои. Хотя какие–то детали из реальной жизни Чехов использовал, и это привело к крупной ссоре с Левитаном. Рядовой полицейский доктор Кувшинников тоже не имел ничего общего с талантливым Дымовым, кроме профессии» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров