Найти тему
Культур-трегер

Как выглядит единственный туалет, сохранившийся с царских времен в Эрмитаже?

В 1920-1930-е во всем комплексе зданий Эрмитажа, включая Зимний дворец, началась борьба с элементами царского быта.

В этот период в парадных и жилых интерьерах демонтировались камины, снимались со стен ткани, убирались дверные полотна, распродавалась мебель и т.п.

В наши дни неподготовленному человеку, не знающему точно, что и где находилось в комплексе Эрмитажных зданий, порой сложно понять, как в этих залах проходила жизнь императорский семьи.

Однако кое-что все-таки сохранилось. Во многом силами музейных сотрудников, не до конца выполнявшими распоряжения по уничтожению "чуждых элементов".

Например, почти все разобранные камины не были выброшены на свалку, а были убраны в подвалы Зимнего дворца, где и пролежали десятки лет до нашего времени (правда, и в наши дни их восстанавливать не спешат).

Фрагменты уничтоженных в 1920-е годы каминов Зимнего дворца в современном хранилище Эрмитажа.
Фрагменты уничтоженных в 1920-е годы каминов Зимнего дворца в современном хранилище Эрмитажа.

Тем удивительнее, что в одном из зданий Старого (его еще называют Большим) Эрмитажа, построенного еще во времена Екатерины II, сохранилась потайная комнатка, которую с середины XIX века использовали под уборную.

Это комната находится в помещении бывшей спальни, оформленной к 1864 году для старшего сына Александра II - цесаревича Николая Александровича.

Архитектор Андрей Штакешнейдер, проект отделки спальни цесаревича Николая Александровича, 1850-е годы.
Архитектор Андрей Штакешнейдер, проект отделки спальни цесаревича Николая Александровича, 1850-е годы.

Однако после того, как цесаревич безвременно скончался в возрасте 21 года, 20 апреля 1865 года, эти комнаты стали использовать под т.н. Запасную половину, в которой до 1917 года размещали почетных гостей Романовых.

Именно в этой комнате ночевал принц Уэльский Эдуард (будущий король Эдуард VII), приезжавший в 1866 году на свадьбу цесаревича Александра Александровича (будущего Александра III) и Марии Федоровны.

Офицер свиты принца Эдуарда Артур Эллис оставил тогда следующее описание этих апартаментов:

Это была великолепная анфилада из 12 комнат, наполненная картинами лучших мастеров, прекрасно оформленная и максимально удобная.
Бывшая мужская спальня на Запасной половине Старого Эрмитажа.
Бывшая мужская спальня на Запасной половине Старого Эрмитажа.

В настоящее время в бывшей мужской спальне находится выставка Венецианской живописи XVI века.

В этой комнате сохранились нижние деревянные стенные панели, паркет и отделка потолка, но причудливо отделанные в стиле рококо дверные створки и шелк со стен были убраны в 1920-е годы.

Бывшая мужская спальня на Запасной половине Старого Эрмитажа.
Бывшая мужская спальня на Запасной половине Старого Эрмитажа.

В правом углу (если стоять спиной к окнам) этой бывшей спальни сохранилась и потайная дверь (в наши дни ее частично закрывает женский портрет) которая вела в туалетную комнату.

Как видите, в XIX удобства максимально прятали от глаз посторонних, и филенка в нижней части двери, повторяющая общий контур отделки стен, почти не выдает наличие этой скрытой комнатки.

Бывшая мужская спальня на запасной половине Старого Эрмитажа.
Бывшая мужская спальня на запасной половине Старого Эрмитажа.

Поворот современного (к сожалению) замка. И мы попадаем в застывшее во времени пространство.

Туалетная комната в бывшей мужской спальне на запасной половине Старого Эрмитажа.
Туалетная комната в бывшей мужской спальне на запасной половине Старого Эрмитажа.

Удивительно, но внутренняя часть этой потайной двери тоже сохранила деревянную отделку в стиле рококо. За дверью находится небольшое полукруглое помещение, в котором сохранился писсуар XIX века.

Латунная сливная ручка писсуара XIX века в туалетной комнате бывшей мужской спальни на запасной половине Старого Эрмитажа.
Латунная сливная ручка писсуара XIX века в туалетной комнате бывшей мужской спальни на запасной половине Старого Эрмитажа.

Кто-то, может быть, скажет, вот нашли о чем писать: о царских туалетах.

Не вижу в этом ничего постыдного. Это бытовая, чудом сохранившаяся сторона нашей истории имперского периода.