В 1920-1930-е во всем комплексе зданий Эрмитажа, включая Зимний дворец, началась борьба с элементами царского быта.
В этот период в парадных и жилых интерьерах демонтировались камины, снимались со стен ткани, убирались дверные полотна, распродавалась мебель и т.п.
В наши дни неподготовленному человеку, не знающему точно, что и где находилось в комплексе Эрмитажных зданий, порой сложно понять, как в этих залах проходила жизнь императорский семьи.
Однако кое-что все-таки сохранилось. Во многом силами музейных сотрудников, не до конца выполнявшими распоряжения по уничтожению "чуждых элементов".
Например, почти все разобранные камины не были выброшены на свалку, а были убраны в подвалы Зимнего дворца, где и пролежали десятки лет до нашего времени (правда, и в наши дни их восстанавливать не спешат).
Тем удивительнее, что в одном из зданий Старого (его еще называют Большим) Эрмитажа, построенного еще во времена Екатерины II, сохранилась потайная комнатка, которую с середины XIX века использовали под уборную.
Это комната находится в помещении бывшей спальни, оформленной к 1864 году для старшего сына Александра II - цесаревича Николая Александровича.
Однако после того, как цесаревич безвременно скончался в возрасте 21 года, 20 апреля 1865 года, эти комнаты стали использовать под т.н. Запасную половину, в которой до 1917 года размещали почетных гостей Романовых.
Именно в этой комнате ночевал принц Уэльский Эдуард (будущий король Эдуард VII), приезжавший в 1866 году на свадьбу цесаревича Александра Александровича (будущего Александра III) и Марии Федоровны.
Офицер свиты принца Эдуарда Артур Эллис оставил тогда следующее описание этих апартаментов:
Это была великолепная анфилада из 12 комнат, наполненная картинами лучших мастеров, прекрасно оформленная и максимально удобная.
В настоящее время в бывшей мужской спальне находится выставка Венецианской живописи XVI века.
В этой комнате сохранились нижние деревянные стенные панели, паркет и отделка потолка, но причудливо отделанные в стиле рококо дверные створки и шелк со стен были убраны в 1920-е годы.
В правом углу (если стоять спиной к окнам) этой бывшей спальни сохранилась и потайная дверь (в наши дни ее частично закрывает женский портрет) которая вела в туалетную комнату.
Как видите, в XIX удобства максимально прятали от глаз посторонних, и филенка в нижней части двери, повторяющая общий контур отделки стен, почти не выдает наличие этой скрытой комнатки.
Поворот современного (к сожалению) замка. И мы попадаем в застывшее во времени пространство.
Удивительно, но внутренняя часть этой потайной двери тоже сохранила деревянную отделку в стиле рококо. За дверью находится небольшое полукруглое помещение, в котором сохранился писсуар XIX века.
Кто-то, может быть, скажет, вот нашли о чем писать: о царских туалетах.
Не вижу в этом ничего постыдного. Это бытовая, чудом сохранившаяся сторона нашей истории имперского периода.