История из моей практики и выводы.
Имён, времени и места не привожу.
В одном из развивающих центров Москвы я работала с дошкольниками по методике Н.А.Зайцева (весёлое обучение чтению, письму и математике в игре). Группа ребятишек 5-го года жизни мне "досталась по наследству". До меня с ними, тогда ещё трёхлетками, занимался другой педагог-психолог. Группа была дружная, хоть и очень разная по своему уровню. Особенно выделялась замечательная тройка. Это два мальчика и девочка.
Мальчишки активные, умные, давно уже читали, и задорно выполняли все задания наперегонки, заводя на игру всю группу. А вот девочка была совсем другая. У неё была кучка диагнозов, и небольшая задержка умственного развития. Зато социальное перекрывало все остальные проблемы. Это была девочка-девочка. Очаровательная улыбка, платьице с рюшками, капроновые колготочки, на головке розовый ободочек, лакированные туфельки с бантиком и такая же сумочка, в которой лежат детская помада и зеркальце... На занятия она приходила показать себя, особенно этим двум мальчикам. И у неё это замечательно получалось.
Мы пели таблицы со складами, мальчишки при этом просто радостно горланили, а она смотрела на них и смеялась, хлопая в ладошки. Она никогда не смотрела на таблицу, она её реально не видела, была уверена, что ребята просто её так развлекают...
Поскольку эта группа четырёхлеток была в основе своей уже бегло читающей (кроме нашей принцессы), то мы пошли дальше в осмысленное и беглое чтение и письмо. Мы писали предложения кубиками с использованием знаков препинания, но на их изображении на таблице внимания не заостряли...
Однажды, заканчивая занятия, мы традиционно писали имена друг друга и родных по таблице, т.е. простукивали указкой, показывая нужные склады.
И тут случился "вдруг". Один из вышеупомянутых мальчиков увидел на таблице со складами блок со знаками препинания. Реально УВИДЕЛ! Аж вспотел...
— А когда вы это повесили? — спросил он, показывая на этот блок.
— Как это когда? Он всегда здесь был, — растерялась я.
— Нет, его здесь раньше не было! — стал он настаивать.
Я поняла, что ребёнка накрыло озарение и эмоции стали накаляться. Это открытие требовало их выхода.
— А хотите я расскажу, что здесь написано? — заговорщически подмигнула я.
И после громкого ДА я стала быстро произносить названия всех клеточек, показывая их по порядку:
— Красная строка, заглавная буква, твёрдый знак, мягкий знак, пробел между словами....
Ребята начали пританцовывать, пытаясь говорить вместе со мной. Громче всех, конечно, старался наш первооткрыватель...
И в этот момент с нашей принцессой, про которую все забыли, случилось нечто непонятное ... Краем глаза я заметила, как у неё сначала сморщился носик и бровки, поднялись к лицу кулачки, потом она резко отвернулась ото всех, стала быстро топать, бить себя по коленкам и закричала: "Замолчите! Я не могу этого слышать!!!".
Я быстро завершила занятие, тем более, что оно и так подошло к концу, и предложила всем, кому интересно, остаться и продолжить "читать рэп", как окрестил это действо "виновник" затеи. Девочка выбежала из комнаты, а несколько ребят вновь собрались вокруг таблицы...
К чему я это всё?
Это неоднократный случай, когда дети показывают нам несостоятельность наших ожиданий и педагогических догм, внушённых нам обществом и пед. образованием.
В данном случае я ещё раз убедилась, что охранная система мозга дошкольника работает безупречно. И если малышу рано воспринять информацию или приобрести желаемый взрослыми навык, то он не сможет это сделать. Нервные окончания ещё не покрылись миелиновой оболочкой, импульс по ним пройти не может.
В чём это выражается? Ребёнок не видит и не слышит то, что не в состоянии сейчас понять. Как сказала тогда наш психолог, ребёнок не съест больше того, что может переварить, т.е. не увидит и не услышит того, к чему мозг пока не готов.
Он будет капризничать, засыпа́ть, убегать, "отключаться", игнорировать вас, протестовать, требовать пить/кушать, баловаться, обижаться, у него может что-то резко заболеть, даже подняться температура..., но взять больше своих сегодняшних возможностей не сможет. Значит, и смысла бояться его "перегрузить" нет никакого.
Наш мальчик не один месяц тесно общался с таблицей складов Зайцева, но знаков препинания "в упор не видел". Как только пришло его время и были созданы соответствующие условия, у него произошла "эврика". Чего нельзя было сказать про нашу куколку. Та ярко проявила свою неготовность к восприятию запредельных пока для неё знаний.
Что ж, каждому своё время и глубина познания!
Что-то мне подсказывает, что то самое "раннее обучение", которого так боятся педагоги и родители, просто невозможно по определению. Есть лишь своевременное обучение, и то при определённых условиях. Это обучение в зоне ближайшего развития конкретных детей, т.е. чуть сложнее, чем вам кажется, что ребёнок справится. Ему может быть сложно, но очень хочется разобраться.
ЕМУ, А НЕ ВАМ!
Если мы ориентируемся на противоречивые источники информации про т.н. сенситивные периоды, то рискну разочаровать: они весьма разные, и
те, что есть, безнадёжно устарели. Условия, в которых сейчас растут дети, расширили рамки их возрастных возможностей в сторону снижения возраста.
С другой стороны, НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей), о котором писал в своё время Б.П.Никитин и которое и составляет суть СВОЕВРЕМЕННОГО познания этого мира каждым конкретным ребёнком, никто не отменял. И если вы не удовлетворили его интерес к этому познанию в определённом направлении в отведённое ему природой время, то потом вызвать его будет весьма проблематично. Хотя возможно, просто придётся постараться, приложить гораздо больше сил, времени и нервных клеток, по ходу лишая ребёнка того самого детства, о котором так пекутся многие взрослые.
Как же грамотно вписаться в сенситивные периоды конкретного ребёнка?
Достаточно соблюсти несколько условий:
- создать информационное поле в самых разных направлениях жизни: науке, творчестве, для знакомства с окружающим миром и приобретения бытовых и культурных навыков, создать условия для умственной, физической активности и проявления эмоций... (создать условия — не значит заставлять!),
- поддерживать атмосферу доверия и безоценочной игры, не шоу с фокусами и переодеваниями и не заигрывания с привнесёнными куклами бибабо и т.п., а настоящего исследования, поиска и выбора самих ребятишек, прожить вместе с ними радость открытия,
- включить наблюдение и интуицию, чтобы во́время изменить игру (усложнить/упростить) или просто сменить деятельность, обстановку,
- убрать все свои ожидания, сравнения, объяснения, приготовить наводящие вопросы деткам и, внимательно наблюдая, начать наслаждаться общением с ними на равных…
И вы увидите, как постепенно включится процесс само- и со-познания и начнёт разворачиваться с невероятной скоростью!
Я искренне желаю вам стать счастливым свидетелем этого удивительного действа!
*******************
* Запись на просмотр ознакомительного вебинара по методике Зайцева для дошкольников.
* Курс для родителей и педагогов по методике Зайцева для дошкольников.
* Курс по грамматике русского для родителей и учителей по методике Зайцева для школьников.