Найти тему
Неспешно по миру

Выставка осенних пейзажей с картинами Саврасова и Левитана в Звенигородском «Манеже»

Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива
Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива

Интересная пейзажная выставка проходит сейчас в подмосковном Звенигороде. В не так давно отреставрированном там музее  Манеж до 25 февраля 2024г работает АРТ-проект  «Вокруг Левитана». В залах размещены настоящие шедевры, большую часть из которых предоставил Русский музей, привезя полотна из своей основной экспозиции. И этот проект – еще одно доказательство, почему  именно здесь, в «русской Швейцарии», и родился наш всемирно известный лирический пейзаж?

Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива
Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива

«А разве есть пейзаж в России? Нет. А кто богат, норовят за границу уехать. Там виды настоящие. А у нас нет. Не видят красоту-то свою. Не видят, скучают» – говорил академик Императорской академии художеств Лев Каменев, приехавшему на этюды Константину Коровину…

Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива
Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива

На выставке вокруг Левитановских произведений выставлены картины учителей и учеников мастера. Есть, на ней, конечно, и картины Саврасова, который оказал большое влияние на юного Левитана. Саврасов ценил искреннее отношение к миру, говорил, что природу надо чувствовать, а не изображать документально. Этому он учил и своих учеников. На выставке есть три картины художника.

Одна из них – «Русская весна» – один из вариантов знаменитой «Грачи прилетели». Именно Алексей Саврасов был одним из первооткрывателей красот «Звенигородского Барбизона» — села Саввинская Слобода близ Звенигорода. Сюда, по приглашению Саврасова, приезжали его ученики.

Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива
Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива

Многие художники приезжали в Звенигород и его окрестности наездами, на пленэр, а вот Каменев так полюбил эти места, что прожил в соседней Саввинской Слободе почти 20 лет. Это он, увидев однажды работы Левитана, одобрительно скажет: «Ну все, теперь нам с Саврасовым пора и помирать». А вместе они одни из первых, кто смог рассмотреть в неприглядной, как тогда казалось, природе средней полосы настоящую красоту.

Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива
Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива

Самая важная часть выставки — работы Исаака Левитана, а привезенные этюды мастера – настоящая ее жемчужина. В небольших рамках – несколько пейзажей, примеры позднего творчества художника.

Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива
Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива

«Никогда не гонитесь за большими размерами этюдов, в большом этюде больше вранья», — читаем цитату художника на стенде. И словно наперекор собственным словам Левитан рисует «Овраг» — большое полотно, но это полотно предположительно только эскиз будущей картины. Если посмотрим внимательно, увидим то самое «окно Левитана» – обрамленный по обеим сторонам деревьями просвет, уводящий взгляд куда-то вдаль (кстати, предположительно эскиз сделан в Самарских Жигулях).

Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива
Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива

Перед тем, как уйти обязательно загляните еще в один зал, где показан Звенигород в открытках и фотографиях, в этом зале можно увидеть город таким, каким его видели художники. И не только увидеть, но и услышать, как говорят парфюмеры.

Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива
Музей "Манеж" в Звенигороде / фото из личного архива

Специально для выставки были созданы парфюмерные композиции «Летний полдень» и «Хвойный лес» — закрываешь глаза, вдыхаешь — и становятся понятны левитановские слова: «Вот что нужно пейзажисту — понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет. Какое это великое счастье!»

Подпишитесь!

Читайте еще: