Что для меня Врубель? Это – явление, от которого я цепенею, человек, имя которого мне хочется произносить с придыханием, это автор, которого я выделяю из многих. Энергетика его работ пульсирует с моей в унисон. Когда я вижу то, что сотворил этот мастер, я забываю обо всем и зависаю…
Так и с #выставки, которая прошла весной в Москве, еле ушла почти через 5 часов. Я забыла о том, что происходило в этот момент за стенами Третьяковки…. И вспоминаю эту выставку и сегодня. Почему так? Не знаю….
Врубель поразительно многогранен – он писал #иконы, рисовал #эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна; он работал с мозаикой и фресками, майоликой и декоративной скульптурой, создавал витражи, книжные иллюстрации….
Все жанры изобразительного искусства были ему подвластны. Да, некоторые из-за его многогранности называли его дилетантом. Но никто не поспорит с тем, что в каждом из видов искусств он создавал шедевры.
Творчество этого человека – мистическая загадка, которую и профессионалы, и любители живописи безуспешно пытаются разгадать. И доказательства этому еще и в том, что подделок картин Врубеля практически нет, слишком сложно имитировать его неповторимый стиль.
Современники по-разному относились творчеству Врубеля но, как нельзя точно, говорили – он влюблен в странное. Пожалуй, только Блок со своей мистичностью и загадочностью правильно понял художника, сказав про него, что он слышит глухой ветер из тех миров…
Врубель обладал поразительной фотографической памятью. По словам современников, он работал очень быстро и создавал многие образы без натуры, по памяти. Еще одним из уникальных талантов этого художника было умение работать без предварительных набросков.
Одной из особенностей живописи Врубеля было то, что его картины в большинстве своем очень темные. Происходило это потому, что в лаки и краски он добавлял бронзовый порошок.
По мнению автора, делал он это для того, чтобы цвет красок был более насыщенным и глубоким, более красивым. #Картины, написанные таким способом, изначально сверкали, но со временем сильно темнели и придавали работам (и придают и сегодня) некую мистичность и загадочность.
Становление Врубеля как реставратора и иконописца началось в то время, когда он работал с археологом и историком искусств, профессором Плаховым. С профессором он принимал участие в реставрации Кирилловской церкви Киева. Удивительно быстро он освоил там искусство фрески и мозаики и попробовал себя в храмовой росписи.
#Врубель не был религиозным человеком. В храмовой росписи он продолжал поиски себя и осваивал новые для себя формы. Во многом он осознанно не соблюдал церковные каноны, просто создавал образы. Некоторые лики апостолов он писал с душевнобольных из клиники (находилась на территории #церкви), некоторые со своих знакомых.
Особенно естественно ему удался лик Богородицы, в котором явно проглядывали черты Эмилии Праховой, жены профессора. Розовые розы у ног Богоматери - объяснение Врубеля в любви красавице Эмилии Львовне, как известно, розовая роза означает на языке цветов первую любовь.
Но Эмилия не ответила художнику взаимностью. В своих работах мастер не раз возвращался к ее образу и семье Праховых, пронеся свои чувства через всю жизнь и очень трагично переживая отказ любимой женщины.
Так, если мы посмотрим на волшебную картину Царевна-лебедь, то увидим черты дочери Эмилии Праховой – его первой и мучительной любви. Конечно, образ Царевны-лебедя навеян пением жены художника – певицы Надежды Забелы-Врубель, но изображен на картине совсем другой человек.
Находясь рядом с полотном, буквально ощущаешь, что оно звучит…. Мерцают и переливаются прозрачные краски, сияют драгоценности… Эти переливы всегда удавались Врубелю. Возможно, потому что он любил драгоценные камни, стекляшки, льдинки, любил все, что сияет в переменчивой игре лучей, а возможно и не поэтому….
В Киеве художник прожил в общей сложности пять лет и, не смотря ни на что, всегда считал эти годы лучшими годами своей жизни.
В 1891 году к 50-летию со дня смерти М.Ю. Лермонтова создавалось юбилейное собрание его сочинений. Иллюстрировать эти книги были приглашены многие известные художники. Но кто-то, неожиданно для многих, пригласил и совершенно не принимаемого пока всерьез М.А.Врубеля.
И этот неизвестный на тот момент художник с самым крошечным гонораром сделал то, что не удалось ни одному маститому иллюстратору - написал Демона, воплотив в рисунке тоску, ожесточение, мятущуюся безысходность, которому нет места ни на земле, ни на небе.
Так глубоко и так точно проникнуть в суть созданного Лермонтовым образа не удавалось больше никому ни до, ни после Врубеля. Демон Врубеля абсолютно соответствовал Демону Лермонтова, мятежному и страшному в стремлении разрушать и покорять…
Спустя время стало понятно, что кто бы не пытался иллюстрировать лермонтовского «Демона», врубелевской вершины ему не достичь. Согласитесь, что и сегодня #Лермонтов – Врубель такая же ассоциативная пара, как Врубель – Демон.
Врубеля, который создал серию Демонов, называли одержимым, говорили, что он продал душу дьяволу, но именно Демон сделал Врубеля модным художником. После создания серии ему стали поступать заказы на оформление интерьеров богатых домов, панно, мозаик, оформления спектаклей, эскизов костюмов.
Еще один этап творчества Врубеля начался после приглашения приехать в Абрамцево от #савва мамонтов от которого Врубель не отказался. Широта творческих интересов Врубеля и Мамонтова удивительно совпали.
Врубель мог неплохо петь, с удовольствием рисовал декорации, в гончарной мастерской освоил майолику и построил флигель в романском стиле с майоликовыми вставками во дворе дома Мамонтова.
Увлекшись керамикой, Врубель вместе с инженером-технологом П. Ваулиным возродил древний мавританско-испанский способ восстановительного обжига, придающий керамическим изделиям переливающийся блеск.
Сегодня эта майолика есть во многих русских художественных музеях и на московских домах эпохи модерна можно увидеть керамические панно, выполненные по эскизам Врубеля в мастерских Мамонтова. А в Абрамцево (здесь статеечка про скамью и Абрамцево), после смерти Врубеля была сделана скамейка, облицованная керамическими изразцами, сделанными по эскизам художника.
В 1895 г. Мамонтов отправил Врубеля в Санкт-Петербург вместо заболевшего К.Коровина создавать декорации для своей частной оперы. Для художника эта поездка стала судьбоносной. Здесь он встречает Надежду Ивановну Забелу, русскую оперную певицу с редким лирическим сопрано и необычным тембром голоса.
Через четыре месяца Надежда Ивановна стала женой и музой художника. С нее он писал большинство женских образов. Он придумывал для нее туалеты и #театральные костюмы, сам одевал ее к спектаклям и всегда присутствовал на них.
Врубель боготворил жену, не отпускал ни на минуту, сопровождал на все спектакли и знал все ее партии наизусть. А она стала его ангелом-хранителем и даже попыталась сделать невозможное – спасти художника от безумия.
Особое место в творчестве мастера занимают #портреты и автопортреты. Они удивительны, в какой бы технике не были выполнены. Только посмотрите!
А его автопортреты - словно своеобразный дневник. Писал он их для того же, для чего ведутся дневники – чтобы самому понять суть своей натуры и запечатлеть жизнь своей души. Чаще всего на них тревожный и грустный взгляд, отразивший жизненные испытания художника, которых он пережил не мало.
Даже в психиатрических лечебницах Врубель продолжал рисовать - рисовал портреты врачей, санитаров, больных, навещавших его знакомых, делал пейзажные наброски из окна, зарисовывал уголки комнаты. Рисовал простые предметы, такие, как кровать со смятым одеялом, кресло, брошенное на стул платье, подсвечник, графин, стакан, свои руки, карандаши…
Большая часть этих рисунков сегодня находится в частных коллекциях и огромное чудо, что Третьяковка собрала это все для выставки.
Удивительно, но одну из самых своих лучших картин «Жемчужина» Врубель написал уже на излете своей жизни и сознания. Раковина, которую подарили ему как пепельницу, стала объектом рисования. Ее спираль как будто затягивает смотрящего переливами розового, голубого, зеленого, лилового, жемчужно-белого… затягивает туда, вглубь, туда, где скрыта жемчужина.
Эту раковину Врубель перерисовывал многократно и карандашом и в цвете, добиваясь того, чтобы перламутр выглядел предельно натурально.
Потеря зрения стала для художника последним и страшным ударом. Он больше не мог рисовать, и считал, что жить ему стало незачем. Он умер от воспаления легких, перешедшего в скоротечную чахотку, в апреле 1910 года, в возрасте 54 лет. Перед смертью, в бреду, он собирался в Академию. Там и стоял гроб с телом художника для прощания.
Подпишитесь, чтобы не потеряться!
Читайте еще: