Звезда балета. СССР, 1965. Режиссер Алексей Мишурин. Сценаристы Цезарь Солодарь, Владимир Гольдфельд. Актеры: Татьяна Катковская, Валерий Панарин, Евгений Моргунов, Татьяна Окуневская, Галя Горшкова, Андрей Веселовский и др. 21,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алексей Мишурин (1912–1982) поставил 9 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Годы молодые», «Спасите наши души», «Королева бензоколонки», «Звезда балета») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В конце 1950–х – в 1960–х зрители принимали картины Алексея Мишурина на «ура», а вот кинопресса била их всякий раз беспощадно.
Так вышло и с мелодраматическим ревю «Звезда балета».
Кинокритик Татьяна Хлоплянкина (1937–1993) в своей разгромной статье в «Советском экране» не нашла в фильме «ни одного проблеска чувства, ни одного остроумного, живого слова – кажется, будто язык дан этим абсолютно лишенным интеллекта людям лишь для того, чтобы доказать, как они глупы и скучны. … О режиссуре А. Мишарина говорить еще труднее, потому что в фильме ее вообще не чувствуется. «Звезда балета», так же как и предыдущие картины А. Мишурина «Годы молодые» и «Королева бензоколонки» (совместно с Н. Литусом), еще раз убеждает нас, что ему неплохому и опытному оператору, пожалуй, вряд ли стоило менять свою профессию. Кром того, в этом последнем своем фильме А. Мишурин, по–видимому, так же как и авторы сценария, сделал «скидку на жанр», решив, что в ревю сойдет любая пошлость – были бы танцы и музыка. Актеры, занятые в фильме… чувствуют себя неловко, беспомощно: они целиком предоставлены себе и плохому тексту. Ну, а таких гирлянд из искусственных цветов, таких букетов и кустов, таких ядовитых «ландриновых» красок, такого пышного постановочного убожества давно не помнит наш экран. … увы! – танцевальная сцена «Черевички» занимает одну часть. А в остальных авторы фильма старательно и уверенно делают такое ревю, каким оно, по их мнению, только и может быть: с глупым мельтешением главных героев, с полным отсутствием драматургии и элементарной кинематографической культуры. Вы недовольны? Вас коробит? Но, извините. Ведь это ревю!» (Хлоплянкина, 1965: 14).
Сегодняшние зрители относятся к «Звезде балета» куда теплее:
«Очень люблю смотреть этот замечательный, светлый и добрый фильм. Красивые танцы на льду, красочные костюмы, декорации, музыка – создают ощущение настоящего праздника. ... Всем советую посмотреть этот фильм. Хорошее настроение гарантировано!» (С.Э.)
«Красивый и светлый фильм. Отчего–то в более поздних фильмах балет на льду так не впечатляет. Удивляет прозрачность льда, в котором все так красиво отражается» (С. Жорыч).
«Балет на льду просто великолепен, за взаимоотношениями главных героев тоже наблюдать очень интересно. Есть в фильме несколько смешных моментов» (С. Цыганков).
«Не надо относиться к этому фильму серьезно, это легкое развлечение, ревю. Для отдыха» (Семен).
Киновед Александр Федоров
Фантазия на тему любви. СССР, 1981. Режиссер Аида Манасарова. Сценаристы Александр Марьямов, Аида Манасарова. Актеры: Юрий Овчинников, Ирина Скобелева, Амаяк Акопян, Андрей Витман, Анастасия Вознесенская, Игорь Саруханов, группа Стаса Намина и др. 21,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Аида Манасарова (1925–1986) поставила десять полнометражных игровых фильмов, две из которых («Фантазия на тему любви» и «Оглянись!») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Музыкальная мелодрама «Фантазия на тему любви» – нетипичный фильм для режиссера Аиды Манасаровой, известной, прежде всего, психологическими драмами. Это самая кассовая ее картина была тепло встречена зрителями и кинопрессой.
В «Спутнике кинозрителя» об этой развлекательной ленте писалось так: «Фильм о любви! С музыкой! С песнями — на стихи известных поэтов! С танцами на льду! И пусть жизненная среда и некоторые повороты сюжета хорошо знакомы каждому,— наш интерес к картине от этого нисколько не уменьшается. Скорее, наоборот — он растет. Хочется найти дополнительные подробности жизни наших любимцев, чьи фигуры так часто мелькают на наших телеэкранах! Телеэкранах,— сказали мы? Да, герои фильма — прославленная пара фигуристов. … Но все мы, видевшие этих звезд в накале борьбы, в старейшей ситуации спортивных поединков, ну и еще, конечно, в сериях показательных выступлений, не раз и не два спрашивали себя: а как течет их жизнь там, по ту сторону экрана, за границами ледовой арены?.. Именно об этом … музыкальный, яркий и нарядный фильм «Фантазия на тему любви» (Стигнеев, 1981).
В аналогичном позитивном ключе была написана и рецензия кинокритика Маргариты Кваснецкой в «Советском экране»: «Итак, две стихии воссоединились в фильме «Фантазия на тему любви» – музыка и спорт. Мастерство фигуристов и выступление молодежного ансамбля… Языка ледового танца и, конечно же, песни, во множестве звучащие в фильме, способствуют развитию сюжетных перипетий, передают чувства и помыслы героев, создают атмосферу праздничности, яркой зрелищности, столь привлекательной для широкого зрителя» (Кваснецкая, 1981: 15).
Мнения сегодняшних зрителей о «Фантазии на тему любви» разбросаны в диапазоне от «за» до «против»:
«Один из моих самых любимых фильмов к которым возвращаешься помногу раз... Вот его–то и надо было назвать «Всё будет хорошо»!» (К. Моррис). «Помню этот фильмец, смотрел в юности.. Дрянь фильм. Млн. раз потом бывал за рубежом и хохотал, когда вспоминал, как показали заграницу в этой ленте» (Потапыч).
Киновед Александр Федоров
Белые ночи. СССР, 1960. Режиссер и сценарист Иван Пырьев (по одноименной повести Ф.М. Достоевского). Актеры: Людмила Марченко, Олег Стриженов, Анатолий Федоринов, Вера Попова и др. 21,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Иван Пырьев (1901–1968) поставил 18 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Богатая невеста», «Партийный билет», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Идиот», «Белые ночи», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.
В год выпуска мелодрамы «Белые ночи» на экран режиссер и киновед Александр Мачерет (1896–1979) писал в журнале «Советский экран», Ивану Пырьеву «понадобилась удивительное режиссерское владение ритмом, темпом, монтажной слаженностью, совмещением изобразительной стороны с точно выверенными смысловыми задачами, чтобы передать поэтическую, «стихотворную» особенность повести Достоевского на экране. … режиссер допускает небольшую и вполне оправданную «вольность». Деятельности Настинькиного возлюбленного приданы общественные черты, а его внешнему облику – ассоциативное сходство с привычными образами революционных демократов. Это очень удачная находка: едва уловимой деталью, ненавязчивым намеком достигается важное идейное следствие» (Мачерет, 1960: 4).
Казалось бы, рецензент не увидел ни одного недостатка в экранизации, вся рецензия написана в исключительно мажорном благожелательном ключе. Но нет, в самом конце А. Мачерет зачем–то добавляет неожиданный упрек: «Успех? Безусловно. И все–таки жаль, что в период расцвета своего мастерства Пырьев не мог обратить его на темы современности. Пожелаем, чтобы большой талант Ивана Пырьева, его плодоносная сила художника, любящего родную страну, свой народ, свою партию, были обращены к темам современной действительности!» (Мачерет, 1960: 5).
Что ж, кто знает, быть может, аналогичный упрек был адресован И. Пырьеву не только со стороны кинокритика, но и министерского начальства: недаром он вначале 1960–х снял ленты на современную тему…
Что касается сегодняшних зрителей, но они все еще помнят «Белые ночи» и отзываются о них, как правило, эмоционально и положительно:
«Необыкновенная атмосфера петербургских белых ночей с дождями и туманами. Дуэт Марченко и Стриженова просто эталон актерского мастерства, они умеют передать все чувства и переживания героев. Здесь погода выступает зеркалом, в котором отражается настроение Мечтателя, состояние его души. … А снят фильм так, что хочется перешагнуть через экран и попасть в эти белые ночи, даже под дождь» (Мирьям).
«Нет слов, чтобы описать увиденное, потрясающий фильм! Столько трепетных чувств... Настоятельно всем советую его посмотреть! Один из лучших шедевров советского кинематографа» (Алекс)
«Получил огромное удовольствие от фильма. Да, конечно, главные герои заметно "переигрывают". Но что делать? 1959 год! Тогда кинематограф еще полностью находился под властью театра. Почти все фильмы того времени страдали театральностью. Однако литературный гений Достоевского сглаживает этот недостаток, сюжет произведения заставляет следить за событиями с не меньшим интересом, чем за современным детективом» (Н. Фрейд).
«Одна из лучших экранизаций Достоевского! Всё сделано блестяще!» (Знаток).
Киновед Александр Федоров