Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Слепой музыкант" (СССР, 1961) и "Прощание с Петербургом" (СССР, 1972): две мелодрамы - разные мнения

Слепой музыкант. СССР, 1961. Режиссер Татьяна Лукашевич. Сценарист Иосиф Маневич (по одноименной повести В. Короленко). Актеры: Борис Ливанов, Василий Ливанов, Сережа Шестопалов, Марианна Стриженова, Юрий Пузырёв, Алексей Грибов и др. 21,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Татьяна Лукашевич (1905–1972) поставила 13 полнометражных игровых фильмов, 8 из которых («Подкидыш», «Свадьба с приданым», «Учитель танцев», «Анна Каренина», «Аттестат зрелости», «Заре навстречу», «Слепой музыкант», «Ход конем») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

У трогательной мелодрамы «Слепой музыкант», где эмоционально и проникновенно сыграл Василий Ливанов, и сегодня масса поклонников среди зрителей:

«Есть фильмы, которые в определённый момент жизни делают нас взрослее. "Слепой музыкант" – один из таких. Чудесная постановка. Все герои как будто сошли со страниц книги, именно такими я представляла их себе, когда в далёком детстве впервые читала это произведение» (Татьяна).

«Этот фильм нужно показывать всем школьникам. Целесообразные пересмотры в актовых залах школ. Фильм указывает ориентиры на далекое будущее и в то же время демонстрирует, как высоконравственно должен человек поводить себя в ежедневном быту. Что главное для молодого человека? Воспитание характера и стойкость к распущенности. Этот фильм занимает, наверное, первое место среди поучительных фильмов. Тем более, что поставлен он на наивысшем уровне мастерства» (С. Ким).

Киновед Александр Федоров

-2

Прощание с Петербургом. СССР, 1972. Режиссер Ян Фрид. Сценарист Анатолий Гребнев. Актеры: Гиртс Яковлевс, Татьяна Бедова, Татьяна Пилецкая, Василий Меркурьев, Павел Кадочников, Игорь Дмитриев, Сергей Карнович–Валуа и др. 21,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Ян Фрид (1908–2003) поставил 16 полнометражных фильмов, пять из которых («Любовь Яровая», «Двенадцатая ночь», «Чужая беда», «Зеленая карета», «Прощание с Петербургом») в тысячу самых популярных советских лент. Большую часть своей жизни Ян Фрид экранировал классические пьесы и оперетты. Костюмная музыкальная мелодрама «Зеленая карета», действие которой разворачивается в первой половине XIX века, пользовалась большим успехом у аудитории.

«Прощание с Петербургом» – музыкальная мелодрама о композиторе Йоганне Штраусе.

Кинокритик Дмитрий Писаревский (1912–1990) обращал внимание читателей «Спутника кинозрителя», что «в этом фильме много легкой, веселой музыки. Он повествует о молодости Иоганна Штрауса, о том времени, когда еще не были написаны ни «Голубой Дунай», ни «Сказки венского леса», но когда вальсы и польки легко и привольно лились из–под пальцев импровизирующего маэстро» (Писаревский, 1972).

Однако итоговый вердикт Дмитрия Писаревского был таков: «Можно ли утверждать, что мир чувств, личность талантливого творца, музыканта открылись достаточно полно, глубоко, художественно убедительно? Это было бы преувеличением» (Писаревский, 1972).

Многих зрителей «Прощание с Петербургом» радует до сих пор:

«Замечательный музыкальный фильм. Конечно, Штраус здесь подан несколько более романтичным, чем он был на самом деле, но дела это не меняет» (Лина).

«Красивый, романтичный, почти сказочный музыкальный фильм, с красивыми героями. Только сказка без счастливого финала. Конечно, определенная доля вымысла в фильме есть, хотя намного меньшая, чем в фильме "Большой вальс"» (Б. Нежданов).

«Красиво, музыкально, помню до сих пор» (Пенсионер).

Киновед Александр Федоров