Я читаю PDF от Александры Осадчей «Московский концептуализм».
Присылка мне этой книги есть очередная попытка врагов России сбить меня с панталыку. Панталыком я считаю теорию Выготского о художественности как преимущественно подсознательном возвышении чувств (катарсисе) у восприемника под воздействием столкновения в его душе осознаваемых им противочувствий, которые от противоречивых элементов «текста». Катарсис (а у автора – подсознательный идеал) при этом есть какой-нибудь нюанс духа времени. Тогда не остаётся места формализму, объясняющему новость (странность) элемента «текста» побегом от скуки старых элементов «текста» или как выражение Свободы образно, не катарсически, а ЧЕМ (новостью) – ЧТО (Свободу). СССР и путинская Россия ориентированы не на Свободу, а на Порядок. И этим объясняется идейно-диверсионная сверхзадача приславших мне эту книгу.
Я буду книгу по ходу чтения комментировать. Цитирование будет косым шрифтом, мой комментарий – прямым.
«Это художники, которых отличает… неизменное присутствие второго плана как Неизвестного, Нелогичного, Необъяснимого».
Выделенное заглавным буквами перекликается с самой ясной цитатой из Ницше, признающего наиболее открыто, что его подсознательным идеалом является принципиально недостижимое метафизическое иномирие, как наиболее способное утешить бегство из скучнейшего из-за правил Этого мира:
«…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного» (Ницше Ф. Полное собр. соч.: В 13 томах. Т. 12. С. 24).
Так что начинают авторы, не замечая, с полной капитуляции своего формализма.
*
Перед первым примером произведения в стиле концептуализма, упоминаемым авторами – работой Юрия Лейдермана «Танцы убитых троянцев» (1999, Плази, Чехия) – надо ещё кое-что пояснить насчёт катарсического (не образного) выражения метафизического иномирия.
Одной из странностей «текста» может быть отсутствие всем известной противоположности другой странности «текста». Например, другая странность пусть будет что-то до крайности скучное и затянутое (и потому тем более скучное), например, симфоническая музыка для большинства людей, или, другой пример, для большинства же людей чтение «Илиады», того места, где в ней перечисляются по именам не просто все 187 убитых ахейцами троянцы, а и как именно каждый из них убит (24 человека ударами в голову и лицо, 13 — ударами в шею, 23 — в грудь, плечо и руки, 14 — в спину и зад, 20 — в шею и живот, 4 — ударами в бедра и ноги, и еще 89, чьи способы убийства не детализируются), вот как один, скажем:
…могучим ударом Пизандра сразил с колесницы.
В грудь он копьем пораженный, ударился тылом о землю…
…Руки мечом отрубивши и голову с выей отсекши;
И, как ступа, им толкнутый, труп покатился меж толпищ.
А другою, отсутствующею, странностью (тем и странной, что отсутствует), естественно окажется что-то интересное. И обе имеют место быть на Этом свете.
Обе странности, сталкиваясь в душе восприемника, доведут его как бы до предвзрыва, взрыв при этом мыслится такой силы, что вышвырнет восприемника вон из вообще Этого мира – в метафизичечское иномирие.
«Видимо, концептуализм сложно загнать в какие-либо рамки, потому что он всегда убегает от самого себя, тем самым необъяснимо, вне всякой логики расширяя свои границы. Прекрасный тому пример – работы Юрия Лейдермана последних лет: Танцы убитых троянцев».
Ну так это для неясно мыслящих авторов так, но не для меня. Поэтому, когда я вижу фото этого перформанса и читаю описание его самим Лейдерманом…
«На основании скрупулезного текстологического анализа "Илиады" я составил таблицу. В левом вертикальном столбце приведены имена всех ахейских вождей, по горизонталям – имена убитых каждым из них троянцев с конкретизацией способа поражения (в голову, в шею, в плечи, грудь и т.д.). Далее были составлены схемы – на условном контуре тела (так сказать, тела "неизвестного троянского солдата") отмечались поражения всех троянцев, убитых, предположим, Ахиллесом или Аяксом, Одиссеем, Диомедом и т.д. Одновременно это являлось и подобием танцевальных схем, где направления ударов – скажем, копья, вошедшего в грудь и вышедшего из спины, – маркировались как позиции левой и правой ступней. И, наконец, увеличив эти схемы на полу, я сам пробовал протанцевать каждый из таких танцев, всякий раз под одну и ту же очень "европейскую" бравурную, героическую музыку (отрывок из 5-й симфонии Шуберта)» (https://monoskop.org/images/c/cc/Kovalev_Andrey_ed_Rossiyskiy_aktsionizm_1990-2000.pdf).
Мне понятно, до какого внутреннего кипения – из-за непонятности хотя бы (зрителям-то ничего не объяснили) – доведены были восприемники этого перформанса. И как они постигли тем самым метафизическое иномирие, сумев не выругаться и досмотрев до конца.
.
Как мог Юрий Лейдерман в 1999-м дожить до ТАКОГО разочарования во всём Этом мире, родившись в Одессе в 1963 году?
Запросто. Два таких краха пережил: крах так называемого социализма и СССР и крах либерализма при реставрированном на его территории так называемого капитализма.
Продолжение следует.
4 ноября 2023 г.