Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

Одна из главных ошибок при работе с неговорящими детьми.

На моем канале много разборов ошибок, как к отношении к проблеме, так и в вопросе восстановления и реабилитации. Часто ошибки даются на реальных жизненных примерах. Что вызывает у аудитории много шума с пометкой: "Не суди, да не судима будешь".

Не сужу- анализирую. Господа, я занимаюсь проблемой построения мышления. Это область нейропсихологии и клинической логопедии. Согласно данной науке, наше понимание работает на основе шаблонов. Эта же система лежит в основе такого явления, как эхолалия и логорея, является важной частью моей основной деятельности. Самый простой шаблон- понятие. Шаблонов понятий множество видов. От примитивных- фактических предметов (чашка, ложка, мячик), до сложных абстрактных (дружба, вера, любовь, признание). Следом за понятиями мы приобретаем суждения, что же такое суждения, это отнесение понятий в определенные группы. Простые суждения, например, найти воздушный транспорт среди водоплавающего, выделить фрукт среди овощей. Сложное суждение определить плохого человека, среди хороших, дать понятие плохого по определенному признаку, в соответствии со своими внутренними критериями. Далее идут более глубокие и сложные модели соотнесения суждения и умозаключений. Эти мамы хорошие, так как не бросили своих детей не смотря на сложную жизненную ситуацию, занимались ими лично и пытались помочь, а те мамы иные, они хоть и не бросили, но детьми не занимались, положили между диваном и шкафом, запустили.

Не судить нельзя. Тот, кто говорит о отсутствии осуждения в голове просто принял не самую популярную и моральную позицию, и не считает нужным в ней признаваться даже самому себе. Проще уйти от вопроса, выйти из конфликта, чем расписываться в нем, это норма психологии и это нормальное поведение. Представьте человека, который никого не судит, не осуждает, не оценивает? Кто перед вами? Как минимум это вид блаженного на паперти, или пациента психиатрической клиники. Без построения взаимосвязи суждений и умозаключений, не работает мышление. Иными словами, если Вы не способны оценить, не способны принять позицию по вопросу, то вы чисто по развитию откатываетесь назад и стагнируете. Чем больше вы будите уходить от решений, тем ближе подойдете к роли блаженного с милой никого не осуждающей улыбкой, которому есть дело только до собственных эмоций здесь и сейчас. Чем чаще вы будете давать подобных незаконченных и невыверенных шаблонов своим детям, тем больше Вы затормозите их развитие. Что такое подростковый возраст? По Пиаже это время создания и оценки взаимосвязи понятий, суждений и умозаключений, именно в этот период появляется юношеский максимализм, необходимый подростку для развития его личности. Постепенно, он тоже научится уходить от сложных вопросов с фразой не суди, но при этом будет оставлять свою не озвученную внутреннюю позицию при себе.

Опустим это лирическое отступление, и постараемся вернуться к теме статьи о речевых нарушениях. Я не зря дала такой четко расписанный механизм отработки и построения процесса мышления, он будет важен для нашей статьи.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Перед Вами не говорящий ребенок. Вот он сидит на полу и ему нужно вызвать речь, как вы думаете, что важнее в данном случае вызвать понимание речи или ее произношение?

У здоровых детей часто получается вызвать и то и то одновременно, тут как раз прекрасно работают методики логопедов "машем-пляшем" о которых мы говорили раньше в других статьях. Но перед нами сложный ребенок.

Признаться я такого маразма еще не встречала, но сегодня меня познакомили с новой "интересной методикой", которая привела меня в некий шок.

Объясню на принципе сурдопедагогики, как это должно работать. Я часто применяю данную науку на практике у неговорящих детей. Как создают речь глухим и слабослышащим детям? Дают предмет, картинку с буквой и жест. Нельзя просто дать букву ее обязательно нужно привязать к картинке или предмету. Далее выходят в чтение и жестовую поддержку процесса чтения, отсюда в слово, фразу, соответственно тренируют понимание речи.

А теперь принцип этой чудо-методики. Опишу ролик. "Сидит ребенок на полу. Логопед катит машинку и говорит в-в-в, ребенок весело повторяет. Звук в, она привязывает к жесту руками". По логике специалиста. По данной методике ребенок начнет говорить, и через речь запустится понимание. А теперь давайте подумаем, что в голове у ребенка?

Вот она ситуация машинка едет звук в- на жест. Мама может даже собрать из жестов слово, которое ребенок произнесет, но что это за слово он не понимает. На картинке не покажет, в предложение не внесет, соотнесение не составит. Для него это не слово, а набор звуков в нужном порядке. Указательного жеста нет, понимания нет, в речи мгновенная эхолалия. Можно было применять такую методику в данном случае?

Когда это было бы уместно? Ребенок хорошо показывает и понимает речь, он прекрасно ориентируется на слух, однако, у него есть нарушения праксиса и говорит он с трудом. Тут эта методика бы подошла. Логопед помог бы малышу отточить произношение, и запустить активную внешнюю речь на базе внутренней. Здесь же внутреннюю речь никто собирать не спешил, нет ни понимания, ни осознания. На запуск праксиса ушло несколько лет, но толку от него нет никакого, так как пользоваться им невозможно. У ребенка и так нарушено восприятие на слух, ему бы зрительную поддержку, а ее нет. Невозможно и воспользоваться чтением, той альтернативой, которую всегда дает сурдопедагогика для выхода на понимание, ведь привязки к букве нет. Нет букв, нет чтения, нет фразы, нет понимания.

Все родители мечтают, чтобы их малыш говорил. Желательно активно говорил и ищут для этого самые легкие пути. Чтобы говорить нужны звуки - это верно, но основа не в них. Чтобы говорить, понимать, думать- нужно слово. Все время пока ваш малыш вместо слов работает со звуками, подражаниями не привязанными к слову, он прибывает в образном мире. Словесно-логического мышления в нем нет.

Давайте вспомним классику. Ребенка с ДЦП. У него выраженный паралич рта, бульбарная дизартрия. Допустим он совсем не говорит, или говорит с огромным трудом, практически неразборчиво, но он все понимает. Он прекрасно пишет, пусть даже текст он набирает одним пальцем. Есть у него УО? Нет, господа, здесь с мышлением и развитием все в норме. И активную звучащую речь такому человеку можно запускать всю жизнь. Лично видела, как такой мальчик заговорил в 16 лет, после курса ударного лого массажа.

Куда хуже, если Вы вызовите звуковую речь, поставите ее, а понимание процесс мышления понятия, суждения, умозаключения не создадите. На самом деле я постоянно сталкиваюсь с подобным в своей практике. Мама поставила слово по звукам на ситуацию. Слово в ситуации есть- мышления нет, букв нет, фразы нет, понимания снова нет, есть только понимание ситуации и рефлекс порядок звуков на нее.

Помните, самое важное в развитии ребенка именно понимание речи, именно на него ложится произношение. При нарушении произношения, всегда нужно работать в двух направлениях одновременно произношение и понимание и только так.

Не будет ребенок у Вас усваивать понимание слова от его произнесенного звучания, разные зоны воздействия работают. Восприятие на слух самый сложный участок мышления, в него выходят от зрительно, буквенной поддержки, при наличии сенсорных нарушений. Всегда поддержка слышимой речи идет с привязкой к зрительному ответу. Зрительная поддержка постепенно сводится к минимуму, но на начальном этапе запуска мышления она есть. И это не порядок звуков, а слово в его образном или буквенном читаемом эквиваленте.

Наполняем мы мозг через слух, зрение, и чтение- извлекаем через письмо и праксис. Процесс извлечения - произнесение- заброска на внутреннюю речь через произнесения не работает, слишком сложный путь, лишенный словесной-понятийно поддержки. Извлекать-то вам нечего, вот и выходит, что кроме мгновенной эхолалии такая речь ни к чему и не сводится. Еще одна жалкая попытка подогнать больного ребенка под онтогенез здорового. И она увенчалась бы успехом будь там простая апраксия, но нарушение более сложное, комплексное, затрагивающее не только праксис. Во время произношения ребенок с семантикой себя не слышит, так же как и не слышит маму, что убилась плясать с карточками. Он с трудом воспринимает речь даже со зрительной опорой на картинку, что уж говорить о восприятии речи по средствам артикуляционных укладов.

На моей практике, при запуске процесса артикуляции даже хорошее понимание слышимой речи вообще могло полностью пропасть, это связанно с формированием самого шаблона слова. Нарушением в работе кода Жинкина, перекодировки шаблонов из внешней речи во внутреннюю и обратно. Иными словами введение возможности праксиса, это дополнительная нагрузка на мыслительную систему обработки информации, даже при наличии хорошей внутренней речи, большого словаря и понимания речи, а без данной базы проблема становится еще сложнее.

Тут важно вытянуть имеющиеся слова, и наполнить ребенка новой речью. Как раз через введение понятий, в шаблон которых теперь помимо слышимой и видимой характеристики будет входит еще и порядок праксиса, оттачиваемы через чтение слов.

Это самый частый запрос родителей ко мне. Малыш с семантической дислексией, должен читать, произносить и понимать. Он читает, произносит и не понимает. Малыш с семантической агнозией с трудом воспринимает слова на слух, и я даю их через чтение. Иногда понимание запускается и без чтения, при централизации на зрительной поддержке с запросом на внутреннюю речь. Нужно еще и уметь вытягивать из нее слова и фразы, формировать те самые понятия, суждения и умозаключения. Научить мозг прислушиваться к речи, и обрабатывать речевой запрос на слух.

Будьте внимательны при выборе методики работы, старайтесь не упускать время и выбирать подходящий вашему малышу маршрут.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.