Был такой милый, спокойный малыш и вдруг начал злиться, раздражённо реагировать, отвратительно себя вести. Почему произошло такое преображение и преображение ли это вообще?
Хотя, нас взрослых, негативные эмоции детей и связанное с ними нежелательное поведение тревожат и выводят из равновесия, на самом деле в них нет ничего необычного. Это их реакция на несоответствие окружающего мира и других людей детскому восприятию.
Маленькому ребенку сложно понять, почему мир и взрослые не такие, как хочется, почему столько правил и условностей, которые нужно соблюдать. И чем старше становится ребенок, тем в наших глазах больше спрос с его поведения.
Вот почему столько нареканий вызывают пресловутые поездки в общественном транспорте с особенным неспокойным ребенком: то, что легко прощается 2-х летнему малышу, то вызовет осуждение, если ребенку 7, 9, 12 лет.
Проблема только в том, что вот это вот нежелательное поведение возникает-таки, именно потому, что нервная система такого ребенка является незрелой, не соответствует его физиологическому возрасту. Обычно же как, чем старше ребенок, тем лучше у него с саморегуляцией, самоконтролем. В ситуации с особенным ребенком должное психическое развитие зачастую запаздывает, не позволяя должным образом, бесконфликтно регулировать отношения с окружающими.
Как я уже говорила,есть 4 общие причины нежелательного поведения:
Доступ к желаемому
Предоставление внимания
Избегание требований
Самостимуляция
В свое время для удобства практической работы я разбила эти пункты на ряд более мелких.
Так одна из причин почему ребенок злится- неумение ждать.
Как это выглядит: это мы понимаем, что значит время, как и сколько оно идёт, когда закончится одно действие, начнется другое, каков будет порядок действий.
Для ребенка это зачастую неочевидно, неопределенность способна вызвать очень серьезную тревогу.
Что можно сделать:
1) Стоит визуализировать время, так чтобы оно понятно ребенку.
Как это можно сделать?
🔖 Можно использовать таймер. Есть отдельные часы таймеры, есть программы, которые можно установить на телефон Visual Timer или Kids Timer, кроме того, в любом телефоне также имеется встроенный таймер, во вкладке "Часы". Последний, конечно уступает в наглядности, приведенным выше программам, но всё же.
🔖 Неплохой вариант- песочные часы. Плюсы: не гаджет, прост в использовании любым членом семьи, залипательно смотреть за падающим песочком. Минусы: не совсем удобно брать с собой, 1 часы- 1 временной отрезок, могут разбиться при неаккуратном обращении.
🔖 Если ребенок имеет навыки сравнения и соотнесения,хороший вариант электронные часы плюс обучающее наглядное пособие "Время суток" (преведено ниже). Мы, например, пользовались им следующим образом. Если у Ростика было настойчивое желание куда-то пойти, мы подводили его к плакату, показывали на текущее время на часах, аналогичное на пособии и на время планируемого выхода из дома также на пособии. Например, " Смотри, сейчас 11 утра ( показали на часах, картинке), мы пойдем в 16 часов дня ( показали на картинке). Так мы вырабатывали у него понимание времени, объясняли, почему надо ждать.
🔖 Хорошо структурировать деятельность в течение недели помогает визуальное расписание. Я перепробовала несколько вариантов. Но со свободными карточками, на липучках, у нас не прижилось. Долго думала, как сделать так, чтобы карточки не терялись, но в то же время их можно было бы менять, и пришла к веревочному варианту. У нас с визуальным расписанием, связан целый ритуал. Каждый день, Рост его перелистывает, мы называем, какой сегодня день, и всё это дублируем на доске, где сын пишет мелом число. В основном, таким образом мы с ним соотносим день недели с определенным видом активности. Одно время мы дублировали это и в навесной календарь, там были страницы-месяцы, и на квадратиках определенных дней, я писала, куда мы пойдем.
Визуальное расписание можно применять не только в быту, но и для занятий, если ребенок хорошо воспринимает картинку, как символ, то это может поможет вы формировании навыков сотрудничества.
🔖 Отличная вещь, работающая в конкретном моменте, это планшетка "сначала-потом". Например, сначала занятие, потом приз, сначала суп, потом конфета и т.д. Лучше всего, если это будет карточка с конкретным поощрением, а не символическим. Это уменьшит долю неопределённости, а значит, тревожности ребёнка.
2)Стоит продумать, чем социально-приемлимым ребенок мог бы занять время ожидания, подготовить предметы, которые могут быть ему интересны, и взять их с собой в то место, где необходимо ждать. Это могут быть небольшие книжки, сенсорные игрушки и т.д. Желательно одновременно и показывать одним из наглядных способов, сколько необходимо ещё ждать. Альтернативой таймерам может стать зачеркивание, вытаскивание чего-либо откуда-либо. Так одновременно можно и наглядно отобразить время и занять руки ребенка. У нас например, для поездок были маршрутные листы. Рост интересуется видами города, любит листать панорамки на гугл-карте, поэтому я решила остановки наших маршрутов снабдить соответствующими картинками. Таким образом, сын наглядно видел, куда мы едем, можно было отсчитывать остановки, ну и собственно разглядывать изображения.
Подводя итоги, хочу сказать, что все приведенные приёмы помогут ребенку социализироваться, адаптироваться к нашему вечно меняющемуся миру и, конечно, сэкономят нервы родителям.