Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30 октября 2023 г. по делу № А21-7986/2023.
Суть спора:
Административный орган обратился в суд с требованием к Обществу о расторжении договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Решение суда:
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Административного органа.
Фабула дела:
Между Административным органом и Обществом был заключен договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, согласно условиям которого Общество приобрело право на добычу (вылов) трески. Несколько лет подряд Общество добывало менее 70% выделенной квоты, что по мнению Административного органа является нарушением обязанностей по договору.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Административного органа в суд с требованием о прекращении права Общества на добычу водных биоресурсов, путем расторжения договора.
Общество указало, что уменьшение объемов вылова связано с неблагоприятной промысловой обстановкой, вызванной такими природными факторами как депрессивное состояние запаса трески и снижение ее нерестовой биомассы.
Правовое обоснование:
1.В соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ (далее – Гражданский кодекс) по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом, другими законами или договором.
2.Согласно ч. 1 ст. 33.5 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – ФЗ «О рыболовстве») договор о закреплении долей квот может быть досрочно расторгнут по требованию одной из сторон.
3.В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 ФЗ «О рыболовстве» право на добычу (вылов) водных биоресурсов прекращается в случае, если добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется пользователем в течение 2 лет подряд в объеме менее 70 % промышленных квот и прибрежных квот.
4.Суд указал, что предоставление госоргану права на досрочное расторжение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов является по своей природе исключительной мерой, применяемой судом к злостному нарушителю договорных обязательств, направленной, прежде всего, на рациональное использование биоресурсов, исключение экономически невыгодного неиспользования рыбопромысловых участков, предоставление другим лицам права добычи (вылова) биоресурсов на неосвоенных участках в целях их рационального освоения.
5.Суд указал, что для установления наличия оснований для расторжения спорного договора необходимо учитывать фактические сложившиеся обстоятельства и наличие (отсутствие) вины Общества.
6.В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
7.Суд указал, что расторжение договора в судебном порядке носит исключительный характер, является по своей правовой природе санкцией, применяемой судом к злостному нарушителю договорных обязательств, каковым Общество признано быть не может, в виду его заинтересованности в сохранении договорных отношений и рабочих мест.
Резюме суда:
Договор о закреплении долей вылова водных биологических ресурсов не может быть расторгнут в случае, если лицо не являлось злостным нарушителем договорных обязательств, и было заинтересовано в сохранении договорных отношений.