Основное впечатление: недоумение. Сыграло, конечно, свою роль обилие рекламы и хвалебных отзывов, где книга названа глубоким психологическим романом.
Что написано. Фабула проста и не нова. Это не делает ее плохой: в конце концов, в мировой литературе всего 36 сюжетов 😉
Итак, в сложившееся сообщество людей приезжает новая семья. Первое впечатление от вновь прибывшего: "в нашем доме появился замечательный сосед" ©️ И вот тут у меня возникла первая проблема. Для начала, мне не дали возможности самой сделать вывод о том, какой хороший человек этот Стейнар. Рассказчик вываливает на читателя ворох хвалебных эпитетов, при этом навязчиво, извините, кудахтая о том, что всё это плохо закончится. Из-за этого в каждом невинном жесте и поступке Стейнара мы начинаем видеть подвох и никакого ощущения «светлости» и «харизматичности» не возникает. У итальянцев есть выражение il senno del poi, оно означает тот самый задний ум, которым все крепки, то есть рассуждения постфактум. И здесь этого заднего ума перебор. Читаешь и думаешь: ну когда уже что-нибудь случится-то наконец? Вряд ли такова была цель автора. Наверное, всё-таки цель была показать гром среди ясного неба, обухом по голове и в тихом омуте черти… Что-то у меня многовато поговорок на единицу текста 😁
Как написано. Меня всю дорогу раздражала простонародная интонация рассказчика. Я понимаю, что так задумано: он сам признаётся, что ироничное отношение к действительности и плохое образование - его недостаток. Кокетливо, но признаётся. Так что этот минус спишем на вкусовщину. Мне очень мешало обилие родственников и односельчан, с которыми рассказчик счел необходимым меня подробно познакомить. Зачем мне знать полную биографию этих людей и их отношения между собой? А иногда я спотыкалась о перевод: если вы решили звать человека зубным врачом вместо имени, пишите эти слова с большой буквы, или можно использовать слово Дантист или Стоматолог.
Вывод. Я не поняла, зачем написана эта книга. Цель какая? показать жизненный уклад норвежского села в начале 21 века? Заявить «мы ничего не знаем о людях, которые живут рядом?» Но это, во-первых, банальность. Во-вторых, а что вы предлагаете? В какой момент кто из персонажей мог поступить по-другому и предотвратить трагедию? 🤷♀️
Несмотря на общее негативное впечатление, мне были интересны эпизоды о работе рассказчика в кризисном центре. И история Стейнара, когда она стала известна, тоже поучительна. Подозреваю, что автор хотел сказать что-то другое, но по-моему Стейнар и его жена поступили безответственно, игнорируя проблему, пока не стало совсем поздно.