Японцы используют ноутбуки по-другому, чем мы, в России. И по-другому, чем люди во всём мире. В этом плане мы от другого мира, за исключением Японии, мало чем оличаемся. Как мы обычно используем ноутбук за пределами дома или офиса? На ум приходит ряд вариантов: в кафе за чашкой чая, в поездке на поезде или самолёте, в автомобиле во время длительной стоянки.
Но так, чтобы люди стояли на станции метро в час пик и при этом «наяривали» пальцами по клавиатуре ноутбука, — такое у нас встретишь нечасто. Ещё реже можно столкнуться с ситуацией, когда пассажиры, попавшие в вагон метро, первым делом начали доставать свои ноутбуки и, стоя, продолжали делать свою офисную работу.
Нет, ну конечно и у нас можно встретить человека, идущего по улице и что-то лихорадочно пишущего в своём смартфоне. Но это будет именно смартфон, не ноутбук же в самом деле. А в Японии не так. Японцу со своим ноутбуком трудно расстаться и в метро, и на улице, и в торговом центре. Японец хочет работать и при этом работать качественно. А уж про смартфоны и говорить нечего: в том же метро все поголовно сидят и стоят, уткнувшись в телефоны, если, конечно, не заняты работой на ноутбуке.
Такую прыть трудно отыскать где-то ещё в мире, кроме Японии. Ещё кое-что: японцы удивительно патриотичны в том, что касается ноутбуков. Они покупают японское. И это при том, что нигде в мире это самое японское особым спросом уже давно не пользуется, более того, о некоторых столь популярных в Японии марках ноутбуков в других странах никто и не слышал.
Взять, к примеру MacBook американской компании Apple. Что ни говори, но это вещь: лёгкий, красивый, мощный. А какие там процессоры — на зависть всем. Правда имеется один недостаток, который, впрочем, перекрывает все преимущества, — он очень дорогой. При этом в США, Европе или Китае, если у человека водятся деньги, он с высокой вероятностью выберет именно MacBook. У нас в России, правда, помимо стоимости есть ещё одна проблема: Apple компания американская, и что им придёт в следующий момент в голову по-поводу ограничения использования своей продукции в России, по нынешним временам никто не знает.
Но вот в Японии таких проблем нет и в помине. Японцы по мировым меркам зарабатывают очень много. Да и со всякого рода ограничениями со стороны американцев они не сталкиваются. Но всё рано MacBook вовсе не является их доминирующим выбором. Хотя насчёт ограничений точнее будет сказать: обычные японцы на бытовом уровне не сталкиваются. На уровне страны и предприятий США уже несколько десятилетий проводит по сути дискриминационную политику, вынудив в своё время Японию заключить невыгодное для неё торговое соглашение. Слишком уж испугались американцы в 70-х годах, что японцы вытеснят США с первой строчки мирового экономического рейтинга.
Ведущими на настоящий момент в мире производителями по объёму продаж ноутбуков являются китайский Lenovo, американские HP и Dell. Продукция этих марок, разумеется, тоже продаётся в Японии. Хотя понятно, что американцы вовсю собирают свои компьютеры в том же Китае. Японские производители, впрочем, тоже отдают должное производственным возможностям «фабрики мира».
Но самым «правильным выбором» для японца всё же является ноутбук одного из ведущих японских производителей: Fujitsu, Vaio (основанный в своё время Sony) и Dynabook (ранее Toshiba PC). Высокой спросом в Японии также пользуется новый бренд Kohjinsha, за пределами страны практически неизвестный. Да и «старая гвардия» в лице NEC и Panasonic, чьи телевизоры и видеомагнитофоны были так популярны у на в стране в 90-е годы, имеет сейчас превосходные позиции в сегменте японских ноутбуков.
Конечно, есть в Японии и поклонники глобальных брендов: от дорогого MacBook до недорогого Lenovo. И всё же этой стране удаётся сохранять свою самобытность и традиции даже в эпоху глобализации. И крепкие позиции национальных производителей — лишнее тому подтверждение.