Приставка НЕО появляется тогда, когда у кого-то есть желание и энергия создать что-то новое, но при этом у него нет реальной творческой силы и энергии создать что-то действительно новое. Поэтому он как бы перерабатывает что-то старое и при этом добавляет сверху какие-то свои собственные соображения и мысли. Например, неогегельянство. Люди берут и перемалывают целую кучу мыслей Гегеля. При этом они добавляют немного своих мыслей.
Либо неоматериализм или неоэкспрессионизм - тоже на старое сверху слегка намазывают что-то такое свое, новое. И всегда это нео слабее, чем сам изначальный продукт, потому что в нём нет энергии творческого прорыва, при котором создаются реально новые вещи.
В творчестве, в искусствоведении, в философии это - нормальное развитие.
Что касается Нео в отношении буддизма и адвайта - веданты, то и буддизм, и адвайта сами по себе являются завершёнными продуктами, созданными просветленными сверхсуществами, и всякая нео добавка производства обычного человеческого существа здесь не в тему. Буддизм и адвайта веданта абсолютно идеально исполняют свою работу, точно знают, что они хотят и знают, как они это делают.
В буддизме и веданте нео появляется тогда, когда человек размером меньше этих учений не может их усвоить и постичь, но у него имеется неистребимое желание быть учителем и проповедником. Поэтому он действует так - берёт только то, что ему в учении понятно, а непонятое он просто убирает за ненадобностью. При этом поясняя - ,,это устарело, а это является ненужным".
Либо он говорит, что вообще не надо ничего из того, что было сказано в учении , я придумал уже новое.
Например, неовипашьяна в буддизме появилась потому, что появилось большое количество людей, которые имеют реализацию только шаматхи, но не имеют реализации природы ума. Поэтому они проповедуют випашьяну просто в свой размер. Какой у них есть размер випашьяны, такой они и проповедуют.
Практикуют випашьяну не для того, чтобы избавиться от сансарического ума, а для того, чтобы исправить его негативные состояния. При этом превращают Дхарму в психологию.
Но в данном случае это не без пользы. По крайней мере, они занимаются осознанностью и так далее. Что-то они как бы делают, хотя о настоящей цели буддизма не говорят.
Что касается адвайта -веданты, то настоящими учителями адвайта - веданты являются джняни, такие как Нисаргадатта, Рамана Махарши, Пападжи. Все они своей жизнью наглядно демонстрируют, ЧТО приводит к состоянию джняны. Все они были адептами определенной традиции и отдавались ей целиком и полностью. Когда Нисаргадатту спрашивали ,,Как вы пришли к такому состоянию?", он говорил- ,,я поверил своему гуру и поверил каждому его слову. И всю свою жизнь я посвятил практике того, что он сказал".
Рамана Махарши был шиваитом и несмотря на то, что у него не было личного гуру, после реализации он долгое время провёл в стабилизации состояния реализации, которую имел. Сидел без движения два года и муравьи проели дорожки в его ногах. Потом он всю жизнь ходил с палками.
Когда Нисаргадатту спросили, что нужно для того, чтобы стать Джняни, он сказал - ,,нужно найти учителя, вступить в его традицию, получить наставления и всю свою силу, всю свою энергию отдать именно исполнению этих наставлений".
Если в вещах необуддизма и неоадвайты ещё есть какой то смысл, то в некоторых нео очень часто вообще нет никакой связи с изначальными учениями. Например то, что называется ,,нео тантра". Когда отвратительные голые мужчины и женщины облизывают друг друга с тем, чтобы пробудить свои чувства, то это вообще не имеет никакого отношения ни к какой тантре. Могут сказать, что это индуистская тантра. Это также не индуистская тантра, это вообще не тантра.
Как правило, учителя неотрадиции могут научить только тому, что они сами умеют. Поскольку у них нет реализации, то они могут только немножко приподнять ваш уровень. Могут научить вас немножко владеть энергиями или немножко быть более осознанными. Но ни в коем случае они не встают в рост изначальной Дхармы, к которой они прибавили приставку ,,нео". Например, так называемая ,,нео йога" переняла телодвижения из хатха-йоги, но самой сути и направления, по которому ведет хатха-йога, там нет. Зато там много спорят между собой, кто чище, у кого более открытые чакры и так далее. Неоучителя и их учения продуцированы сознаниями, находящимися в ограничениях, как и сознание любого человеческого существа.
Многие ученики реально полагают, что они сделали, реализовали. Но все нео учения познаются по плодам. У нео учителей нет нео реализованных учеников. Люди повторяют свои усилия без плода и спустя долгое время оказываются в тупике.
Потому что изначальная древняя Дхарма подобна законам природы. Создание неодхармы так же нелепо, как, скажем, создание нео пищеварения. Пищеварение всё равно будет будет прежним. Желудочный сок будет переваривать пищу, выделиться желчь и так далее.
Законы природы уже есть и нужно просто им следовать.
Изначально не было слова ,,буддизм". Было слово ,,Дхарма", а слово ,,Дхарма" в переводе означает ,,то, как вещи существуют на самом деле". То есть это закон, который увидел Будда, и который соответствует закону природы. Есть зима, лето и осень. И нельзя создать неозиму , неолето и неосень. Можно ходить голому зимой, либо в шапке летом, но всё равно законы природы не поменяешь.
Нео учитель, как правило, говорит на русском языке и обычно выступает исключительно в компьютере.
Тот, кто хочет улучшить Дхарму - древнюю, работающую давным-давно и имеющую громадные результаты, обычно её ухудшает. А тот, кто хочет сделать ее больше, делает ее меньше.
Мотивация в этом случае обычно звучит так - мы, во-первых, западные люди и у нас другой менталитет. Во-вторых, мы современные люди и у нас другой менталитет.
Возможно, у нас действительно другой менталитет, что в отношении Дхармы для западных людей совсем не является преимуществом.
Будда был вдохновлён на свой путь осознанием того факта, что все рождаются, какое - то время пребывают в этой жизни, потом умирают. Стареют, умирают и находятся в полном неведении по отношению ко всему этому. Не понимают, что это за процесс. И Будде захотелось разобраться в причинах.
Процесс этот продолжает происходить абсолютно у всех современных людей, а также и у всех западных людей. И лучше со времени Будды ничуть не стало.
А то, насколько далеко продвинулись в своем развитии западные, а также современные люди, можно понять, если включить телевидение. Они долбят друг друга, несмотря на всю очень новую риторику, которая при этом используется . Само качество их действий не меняется. Дхарма направлена непосредственно на вот это главное качество человеческого существа - на качество неведения, на качества сна.
Есть ещё такая странная разновидность людей, которые никогда ничего не практиковав, либо практиковав очень мало и не достигнув никакого результата, тем не менее чувствуют огромную потребность быть мудрецами. Они изрекают что-то типа : ,, как может пробудиться тот, кто сам является частью сна", - и у них сразу появляется большое количество слушателей, которым кажется это убедительным.
В этот момент они сразу становятся выше огромного количества этих всех глупых практикующих, которые практикуют, так и не сумев додуматься до этой ,,истины".
Но это уже совсем ничтожная разновидность ,,учителей".
Так называемые ,,новые движения" на самом деле новые только в том смысле, что они обычно превращают Дхарму либо в психологию, и таким образом низводят её, либо в Нью-Эйдж.
Мы сами неоднократно видели в Дхармсале во время пуджи в храме западных людей, которые пляшут и извиваются, спонтанно ,,выражая свои эмоции". Такое ,, учение " они получили на каком - то неотантристском курсе. Хорошо, что делают они это в тибетском храме, потому что тибетцы уже привыкли не обращать на это внимания и часто только посмеиваются. Если бы они сделали это где-нибудь в Мечети,то возможно, ушли бы без головы.
Ни в коем случае не надо путать такого рода ,,нео" с настоящими буддийскими мастерами, которые сейчас излагают буддизм современным понятным языком.
Старые тибетские тексты читать очень трудно. Они абсолютно абстрактны и читать их даже в самом лучшем переводе может мало кто. И поэтому новые современные мастера, такие как Сони (Тцокни) Ринпоче, Дзогчен Пенлоп, Чеки Нима Ринпоче излагают Дхарму очень понятным для западных людей языком, но при этом они не искажают её смысла.
-----
Касательно практики, которая ,,не имеет никакого смысла и ни к чему не приближает", то даже одна единственная сессия медитации уже приближает тебя к состоянию пробуждения, потому что медитация направляет твой ум в сторону самого себя, в сторону источника. Любая медитация, любая мантра, любое действие, которое ты совершаешь ради пробуждения, уже приближает тебя к нему.
Как говорил Доген, просто ,, само сидение в позе медитации уже есть состояние Будды, потому что оно тебя приводит к этому".
Потому что любая практика, сделанная с подлинной мотивацией, трансформирует какое - то количество кармической энергии в какое - то количество энергии мудрости.
Говорится, что ,,если основа это две истины - то, как мир кажется, и то, каким он является, то путь - это два накопления - накопления заслуги - позитивной энергии, ведущей к просветлению, и накопление неконцептуальной мудрости".
В Ваджраяне, например, получение посвящения называют ,,посвящение, которое дает созревание", то есть дает возможность созреть вашему потоку сознания. Когда вы совершаете практику, вы приводите свой поток сознания к созреванию. Он не может сразу же взять и созреть. Точно так же, как плод не может сразу вырасти на дереве с нуля.
Пшеница должна сначала расти под землей, потом она должна выйти на поверхность, на неё должно светить солнце и её должна поливать вода. И только после этого она уже станет зрелой, её можно будет есть.
Этот процесс созревания ума имеет то же свойство, поэтому говорить, что это не так, это значит отрицать закон природы.
В случае с нео буддизмом и нео адвайтой проявляется та разновидность глупости, которая прикидывается мудростью.