Кодекс джедаев, существующий в мире «Звёздных войн», представляет собой набор правил и норм, которым следуют рыцари-джедаи, посвятившие свою жизнь защите мира и справедливости в галактике. Впервые он был упомянут в первом эпизоде, который достаточно много внимания уделил джедаям и их делам.
Несмотря на важность этой доктрины, направленной на то, чтобы помочь чувствительным к Силе джедаям избежать падения на тёмную сторону, Кодекс всегда отличался логическими несоответствиями и странными правилами, которые кажутся совершенно непрактичными. Предлагаю чуть ближе рассмотреть несколько примеров.
Приятного чтения!
Человекоцентричность
Орден джедаев включает в себя мастеров, рыцарей и падаванов из разных уголков галактики, что отражает многообразие форм и рас, характерное для вселенной Джорджа Лукаса. Совет джедаев также отличается расовым разнообразием, что непосредственно наблюдалось в приквелах.
Проблема в том, что с одной стороны Кодекс кажется довольно абстрактным и обобщенным, что позволяет его применять к различным расам, но одновременно он сильно ориентирован на человеческий опыт и кажется созданным ради соответствия человеческим стандартам.
В «Легендах Звёздных войн» были джедаи-биты, иторианцы и даже эвоки, а в каноне – тви'лек, торгута и прочие расы. Несмотря на этот разнообразие, Кодекс словно игнорирует различия между расами и пытается вписать всех в единый стандарт.
Странный акцент на эмоциональной отстранённости
Один из принципов Кодекса джедаев звучит как "Нет эмоций – есть покой". Однако, большинство джедаев хоть и могут успешно управлять своими эмоциями в повседневной жизни, они регулярно сталкиваются с главной проблемой - подобное подавление неестественно. Для достижения такого уровня внутреннего спокойствия требуется долгая тренировка, и за "успех" приходится платить потерей основных социальных функций.
Ситхи осознавали, что эмоции невозможно полностью исключить из процесса принятия решений и что они всегда остаются движущей силой в галактических событиях. Подавление эмоций же приводит к цепочке внутренних конфликтов, как это произошло у Энакина.
А точно есть уважение к другим формам жизни?
Одним из ключевых аспектов обучения джедаев и Кодекса в целом является уважение ко всем формам жизни, даже к тем, которые считаются слабыми и беззащитными. Это уважение обязательно включает в себя готовность стоять на защите этих видов, когда это необходимо, не говоря уже про банальную вежливость в общении с ними.
Однако, Квай-Гон Джинн и его ученик Оби-Ван Кеноби вели себя очень высокомерно по отношению к некоторым видам, например, к гунганам, как Джа-Джа Бинкс в первом эпизоде.
Брак
Если для ситхов брак является нежелательным, поскольку они стремятся отделить себя от всего, что может сделать их уязвимыми, то джедаи, казалось бы, должны были приветствовать брак ради большей гармонии и любви в их жизни. Рыцари-джедаи Старой Республики часто вступали в брак и основывали семьи, однако по каким-то неясным причинам это было запрещено в будущем.
В чём смысл этого запрета? Орден джедаев предупреждает об опасности излишней привязанности, но не позволяя джедаям вступать в брак с любимым человеком они заставляют скрывать свою любовь. В случае с Анакином этот запрет стал ощутимым толчком к тёмной стороне.
Боязнь тёмной стороны
Многие принципы, содержащиеся в Кодексе джедаев, призваны исключить влияние тёмной стороны. Однако в течение событий, описанных в приквелах, Орден джедаев явно демонстрировал свою неспособность бороться с тем, что не понимает. Не все джедаи имели столь долгий опыт, как у магистра Йоды, и многие из них просто не помнили времён ситхов.
Среди всех джедаев, включая мастеров, только магистр Винду, использовавший форму VII смог действовать на грани между светлой и тёмной сторонами.
Я создал Ваапад в ответ на собственную слабость. Он перенаправляет тьму внутри меня в инструмент света.
Если бы все джедаи обладали подобной мудростью, возможно, ситхи могли бы быть побеждены раз и навсегда.
Почему лишь один падаван?
Согласно Кодексу, мастер-джедай может обучать только одного падавана одновременно, и до тех пор, пока этот падаван не завершит испытания, мастеру запрещено приступать к обучению другого.
Несмотря на то, что обучение падавана, который провел большую часть своего детства в Храме джедаев и не помнит своего прежнего опыта (что, кстати, является одной из причин, почему Энакина не хотели принимать), гарантирует отсутствие привязанности к прошлому, другие виды связей странным образом игнорируются.
Поскольку падаван проводит многие годы в путешествиях рядом с мастером, между ними возникает сильная эмоциональная связь (как, например, Квай-Гон/Обиван, Энакин/Асока и другие). Более того, это ограничение порождает соревнование за внимание мастера, что не вполне соответствует благородным идеалам джедаев.
Излишняя жесткость
Энакин Скайуокер часто и настойчиво подвергал сомнению установки и правила джедаев. Поскольку его обучение началось в довольно позднем возрасте, и у него были живые воспоминания о жизни "до" присоединения к Ордену, он испытывал привязанность к своему прошлому. Эти знания о жизни вне Ордена помогли ему обнаружить слабые места в устаревших догмах джедаев.
Возможно, если бы джедаи были более открытыми и честными по отношению к тёмной стороне, Энакину не пришлось бы тайно искать ответы на свои вопросы Если бы они с пониманием отнеслись к его любви к Падме, он не чувствовал бы необходимость постоянно скрывать свои отношения и искать альтернативные способы спасти её. И если бы они относились к его словам более серьёзно, отказавшись от жёстких норм, прописанных в Кодексе, то на стороне "сил добра" оказался бы самый могущественный джедай всех времен, готовый выполнить то, что от него ожидали – истребить ситхов.