Найти тему

Мой первый рейс в составе экипажа или боевое крещение бортпроводника.

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Сегодня не хочу разбирать какие-то серьезные темы, хочу рассказать вам как выполнил свой первый рейс в составе экипажа, поделиться эмоциями, которые кипели в тот самый момент, уже более 6 лет назад.

К воспоминаниям.

Учеба была завершена, экзамены в Росавиации сданы с отличием, полученная новенькая форма была подогнана по размеру, птички и кокарда украшали собой фуражку и я по нескольку раз в минуту обновлял приложение с планом полетов в ожидании своего первого рейса. И чудо произошло. Первый рейс, который мне поставили для выполнения был по маршруту Екатеринбург - Москва (Домодедово), а дальше стояла командировка, включавшая в себя сразу 4 рейса: Тиват, Симферополь, Калининград, Омск. М-да, с места в карьер. Тогда еще не было у меня осознания того, какой из рейсов хороший, какой плохой и к чему и где надо готовиться, поэтому я принял решение готовиться сразу ко всему.

К своему первому рейсу в плане теоретической подготовки я был готов более, чем на 100%, мог не то что ответить на любой вопрос, я мог идти работать преподавателем, так как думал, что там как в армии - дедовщина и лучше не мешкать, а то, что я новичок, более опытные коллеги поймут за версту. Однако, все оказалось несколько иначе, все понимали, что когда-то выполняли свой первый рейс и особо ничего не спрашивали. Как бы, даже немного разочаровался - ждал допроса, а получил лишь пару простых вопросов на брифинге. Брифинг - это специальное мероприятие перед каждым рейсом, когда старший бортпроводник задает вопросы по обязанностям рядовых, а за отсутствие нужных знаний можно быть и снятым с рейса. Абсолютно согласен - не знаешь, что делать? Сиди и учи, а выучишь - приходи работать.

Это было начало осени. Осень 2017 года была обычной на Урале - золотые и красные кроны деревьев украшали собой обочины дорог, по городу толпами кружились опавшие листья, напоминая меланхоличные французские песенки "О главном". Я чувствовал себя как школьник, идущий в первый класс. Подозрительно новый, как будто бы слишком плотный пиджак, длинный форменный плащ и отглаженные брюки. Форма сковывала движения, с непривычки спина держалась необыкновенно прямо, чтобы не допустить сползание фуражки, хотя и та держалась на голове довольно крепко.

По регламенту на рейс необходимо явиться за 2 часа. Я был несколько не пунктуален, приехал за 3. "Лучше на час раньше, чем на минуту позже" - сказал я сам себе. В брифинговой сидели другие коллеги, все на меня смотрели, поздоровались и никто не предал значения тому, что "Молодая кукуруза" собирается выполнять первый рейс. Позже пришли и остальные члены моего экипажа.

Брифинг, первая отметка у врача, путь до самолета и первый в жизни вход на борт в роли бортпроводника, а не пассажира, для меня виделись, как в тумане. Я знал, как все это делается в теории, но вот на практике проходил это впервые и очень боялся хоть что-то упустить, поэтому и проверка моей зоны ответственности на борту затянулась, прервал меня голос старшей по громкой связи: "Моя фамилия! Иди под самолет, груз привезли!"

Я знал, какие документы мне должны доставить на борт, однако на практике они все выглядели совсем иначе, нежели на картинках в классе: указания номеров в других местах, номер рейса не там, а номер самолета... А где он, кстати?

Когда я поднялся на борт обратно с документами, которых было просто 100500, я увидел, что пассажиры уже сидят на своих креслах, ждали только меня и окончания загрузки.

Следующим этапом шла демонстрация, и вот здесь точно был экзамен на стрессоустойчивость. Во-первых двигаться непринужденно в костюме, когда ты крайний раз носил что-то подобное на выпускной, почти невозможно, а во-вторых на тебя еще и смотрит полный самолет. И надо что-то показывать так же четко и аккуратно, как остальные, должно же быть однообразно.

Удивительно, что я не упал посреди прохода, не запутался в маске и не вспотел от нервов так, чтобы это было видно через пиджак. Как-то это все прошло быстрее, чем я ожидал, а улыбка не сходила с лица.

Сам полет.

4 звуковых сигнала стали предвестниками того, что наш самолет готов к взлету, необходимо убедиться, что ремни безопасности застегнуты, спинки кресел в вертикальном положении, а мобильные устройства выключены или переведены в режим полета. В крошечное окно в двери хвостовой части было видно, как земля начинает свое движение, довольно резко ускоряется, наклоняется, а затем и вовсе остается где-то внизу. Небольшая тряска - проходим через облака, а далее лишь солнечный свет от закатного солнца, заливающий салон приятным оранжевым оттенком. Облака остались под нами, вид сверху на них напоминал огромные кучи сахарной ваты, подсвечиваемой откуда-то со стороны, с другой стороны они выглядели совсем не так, как снизу. Сидеть было некогда, рейс довольно короткий, а сделать всего надо очень много. Я приступил к сервировке телег для обслуживания пассажиров. В запасе было еще несколько минут, ведь сначала идет торговое обслуживание, а потом уже общий рацион.

Телега, сверху пластиковый вкладыш, застелить салфеткой, сок, встряхнуть, открыть, сэндвичи внутрь, еще один сок, встряхнуть, открыть, поставить, вода, открыть, немного слить, закрыть, поставить сверху, чайные наборы с ложками и сахаром так же внутрь телег. Знающие поймут - полторы телеги я сделал за полторы минуты, но ощущение было такое, что прошла целая вечность, а чувство того, что что-то забыл меня не покидало.

"Ты все?" - спросила коллега, сидящая на соседней станции. Она летала до этого в OrenAir, работа для нее была давно привычным занятием, которое уже приобрело статус рутины.

"Ага, вроде бы, сэндвичи же вниз?" - уточнил я на всякий случай, чтобы не опростоволоситься.

"Вниз, вниз. А чайники налил?" - с улыбкой уточнила она, заметив, что к чайникам я даже не прикоснулся. Чайники с кипятком, наливаем пассажирам горячую воду, а чай уже заваривают сами, такая процедура. Естественно, чайники стояли в другой телеге и я даже не вспомнил про них. Работа продолжилась.

Выход в салон больше напоминал выход гладиатора на арену. Я был напряжен на столько, что не мог думать ни о чем, кроме заготовленного текста о том, что именно я сейчас буду предлагать пассажирам: Сэндвичи с курицей, чай, кофе, сок яблочный, томатный, апельсиновый или вода. Да, в те золотые времена напитков был целый ассортимент.

Подать напиток в бумажном стаканчике на подносе, который надо держать на вытянутой руке, а еще это все на высоте 11 000 метров в трясущемся самолете. Да это невозможно! Однако мне повезло, пассажирам повезло еще больше, хоть я обслуживал и долго, но мне удалось никого не облить томатным. Чудо, не правда ли?

Когда с раздачей сэндвичей было покончено, оказалось, что теперь надо все разобрать и расставить обратно по своим местам, как было загружено до этого. А еще необходимо заполнить документы на груз и почту, а старшая уже говорит, что самолет приступил к снижению, пора бы пристегнуться и шторки открыть на иллюминаторах. А вроде, ребята говорили, что они тоже успевали на рейсах поесть? Или это когда они пассажирами летели? Я решил не выяснять, а сделать все по-максимуму.

После посадки.

Шасси коснулось полосы, закатное солнце лучами скользило по блестящей поверхности лайнера А320, тряска, ставшая в последствии привычной для московского аэропорта и голос старшей, сообщающий, что мы прибыли в столицу, а температура за бортом +12 градусов. И я, сидящий на станции, в ожидании неизвестности и готовый к самому худшему развитию событий, однако ничего не происходит. Самолет заруливает на стоянку, командир объявляет об окончании рейса, предварительно подав нам команду на перевод селекторов дверей в парковочное положение.

Пассажиры благодарят и покидают салон. Со своими вещами, с детьми, с любимыми половинками, со спокойной душой, толпой, погруженной в свои мысли. Я стою в хвосте и улыбаюсь. Для них обычный рейс - для меня новый этап в жизни, первый рейс, первый из тысяч, первые два часа налета в летной книжке, первое принятие ответственности не только за свою жизнь, но и за их 160. Я чувствовал себя героем, легкое ощущение эйфории не отпускало, хотя и осознавал, что другие коллеги давно это воспринимают как просто работу.

Когда мне наконец-то подписали все документы, оказалось, коллеги давно уже сдали все что было необходимо и были готовы покинуть самолет. Я опять задерживал всех. Я смотрел тогда на Домодедово впервые с точки зрения бортпроводника, с точки зрения человека, работающего во всей системе авиации. Этот аэропорт мне казался гигантом, огромный исполин в мире аэропортов, с несчетным количеством самолетов, где кто-то постоянно взлетал, садился, работали тысячи человек персонала, народ прилетал и вылетал снова. Я всего лишь песчинка в огромной живой песочнице, работающей за счет перемещения всего. Движение - жизнь.

-2

Когда мы вышли из аэропорта, я закурил. Стоя, я смотрел на аэропорт уже с другой стороны, с той, с которой его видят пассажиры. "Ах, какой же он огромный" - думал я, глядя на стеклянные терминалы. Я и не подозревал, что через пару месяцев, я попаду в аэропорт Beijing International, на фоне которого Домодедово просто небольшой аэродром, но до этого было еще далеко.

Удивительно, что в рейсе никто надо мной не пытался шутить, устраивать подставы для новичка, ссылаясь на его неграмотность в плане работы. Сейчас, когда уже я ввожу молодых специалистов в курс работы, я не упущу возможности придумать, что все стаканы надо пересчитать, или забрать из самолета шторы для стирки дома. Ну смешно же!

Благодарю вас за внимание и подписку, а за промокод "Говорит старший бортпроводник" получайте кофе и шоколадку в полете. И приятного вам полета!