Как говорят, «охота пуще неволи», но к сожалению, а может быть к счастью Дух, как и его производное человек, не обладает полнейшей, абсолютной свободой действий, ему приходится считаться как с внешними условиями, в том числе и с себе подобными, так и с предначертанной ему ролью. Справедливости ради стоит заметить, что роль судьбы может быть различной, для одних это жестокий охранник, сдерживающий достижения человека, несмотря на массу достоинств личности, для других это весёлый и щедрый друг, раскрывающий перед серой посредственностью все двери.
То же самое, кстати, можно сказать и о характере воспитания/образования, спектр которых начинается от «куда тебе со свиным рылом, да в калашный ряд», а заканчивается вседозволенностью элиты. Относительно вопросов воспитания/образования следует оговориться, что эффективность этих действий в большей степени зависит от качеств воспитуемого, нежели от квалификации воспитателей. Человек, даже не обогащённый собственным жизненным опытом, никогда не будет что-либо делать, если не увидит для себя каких-то перспектив, пусть и в виде избегания наказания. Иными словами, Дух, если он силён, ни за что не позволит наступать на горло собственной песне кому бы то ни было, а если он слаб, то человек подчиняется воспитателю/покровителю.
Впрочем, эта тема сама по себе крайне обширна, будет раскрываться позднее в серии статей, а сейчас добавлю к уже сказанному то, что человек воспитывается/образовывается в течение всей жизни. Естественно, по мере взросления он лишается опекунов и нянек, вследствие чего постигать науку жизни (чего можно достичь, а чего нет, и какими средствами) ему приходится самостоятельно, оценивая поведение окружающих и соотнося это со своими возможностями и чаяниями. В данном процессе опять важную роль будут играть Дух и программные установки. Не нужно быть оракулом чтобы предположить, что волевая личность, которой благоволит сама судьба, достигнет несоизмеримых высот в сравнении с планкой достижений слабохарактерного и невезучего индивида. Само собой разумеется, что среднестатистическая судьба будет располагаться где-то между этих крайних показателей. Важно заметить, что этим раскладом дело не ограничивается, напротив, всё только начинается, так как у каждого действия есть последствия.
В этом месте самое время упомянуть тех, кого в определённых кругах принято называть пассионариями. Глядя с представленной точки зрения, можно сказать только одно, действия такого человека ну ни разу не обоснованы бескорыстной заботой о человечестве, говоря по простому его просто несёт. Он просто не может этого не делать, даже если надежды на успех и признание предприятия кажутся призрачными, что со стороны может восприняться действиями бескорыстными. Источником и движущей силой этих намерений является Дух, преследующих свои цели, которые в обязательном порядке должны быть поняты и приняты другими членами общества, так как в противном случае, эти устремления так и останутся в разряде мечты.
Говоря же с принципиальных позиций, любое действие человека привносит какие-то изменения, с которыми всем остальным по факту приходится считаться, иными словами, выносить оценку в плане полезности или неприемлемости. Задумывая нечто человек может только предполагать, какую реакцию он породит. Здравое будет приветствоваться, а вредоносное пресекаться, конечно, при условии, что общество хоть как-то консолидировано. В общем и целом, всё зависит от характера намерений как в плане полезности, так и в масштабах последствий. Для примера, Прометей и Люцифер. Оба восстали против воли богов, но один снискал почёт и уважение за свой подвиг, а другого заклеймили врагом рода людского (намекну, что сия версия, опять же сильно попахивает оголтелой пропагандой. Подробности в «Кратком курсе…»).