Найти в Дзене
Маргарита Козлова

4 класс. Продолжение полового созревания.

Что нового появляется в поведении ребёнка? Как воспитывать самостоятельность?

Что происходит с ребёнком до 11 лет описано в предыдущих статьях. В конце четвертого и начале пятого класса поведение ребёнка продолжает меняться. В 11 лет человек стремится самоутвердиться в обществе и получить признание среди окружающих, хочет завоевать уважение сверстников. Он принимает советы посторонних людей, игнорируя наставления родителей и отдаляясь от семьи. К концу этого периода человек определяет границу своих возможностей и может предвидеть в далекой перспективе последствия своих поступков.

Важно понимать, что подросток будет стремиться ссылаться на детскость поступков и пользоваться своей безнаказанностью, осознавая на самом деле последствия своих действий. Сохраняя уважение и любовь к своему ребёнку, родителям важно держать границы и своевременно передавать ответственность за поступки чада. Это относится как к хорошим поступкам так и к плохим.

Пример.

Родители проговорили с ребенком правила поведения и взаимодействия. Убедились, что родители и ребенок одинаково понимают правили и последствия (сокращение времени на какие-то удовольствия или поощрение).

Ребёнок получил “два” или “три” за работу на уроке. Он точно расстроен, понимая, что не дотянул до результата получше. Чтобы помочь с развитием самостоятельности, можно спокойно и с уважением к ребёнку и учителю заметить: “Даже если учитель снизил оценку на балл, это не отменяет того, что ты не достаточно хорошо разобрался в теме. Пожалуйста разберись в теме, чтобы твои знания были более крепкими.” В помощь может быть репетитор, а может быть видеоролик по теме другого учителя. Сейчас можно очень много найти обучающего материала в интернете.

Ребенок научился чему-то полезному сам без помощи родителей и учителя. Это отличный повод для праздника, хотя бы маленького.

В 11 лет ухудшается поведение: ребенок на многое реагирует агрессивно, хамит, не принимает родительского контроля. Подростки упрямы в отношении принятых решений, при этом неудачи в делах разочаровывают и становятся причиной изменения направления деятельности. Все неудачи воспринимаются болезненно. Создается впечатление, что ребенок наслаждается своим несовершенством и неспособностью выполнить что-то. Наряду с агрессивностью, появляется очень много страхов, которые приводят к возникновению комплексов и низкой самооценке. Особенно это свойственно девочкам, которые переживают половое созревание.

Появляется интерес к противоположному полу. В основном это простое любопытство, вызванное различиями в поведении и характере. Но под влиянием информации платоническое любопытство может перерасти в сексуальное.

Нравственный облик ребёнка ещё не оформлен. Этот период называется кризисным в условиях современной системы обучения. К четвертому школьник привыкает к своему статусу ученика и воспринимает его просто как обязанность. Теряется интерес к учёбе. Она начинает тяготить человека. Чем хуже ребёнок учится, тем меньше его интересует учёба.

Девочки в этом возрасте гораздо выше мальчиков. У многих девочек в 11 лет начинается менструация, которая будет стабилизироваться в течение 1-1,5 лет и эта тема требует разговора и пояснений для ребёнка. Увеличиваются наружные половые губы, вырастают волосы в области паха и в подмышках, а грудь приобретает округлую форму, бедра становятся полнее. Она все еще быстро растет. Кожа становится жирной, часто появляются прыщи. Возникает запах пота, который ребенок может не чувствовать.

У мальчиков начинают расти волосы на лобке, проявляется пигментация мошонки, увеличивается предстательная железа, меняется форма гортани.

В это время большую силу приобретает возбуждение нервной системы. Укрепляется позвоночник, ускоряется обмен веществ.