Ключи от неба. СССР, 1965. Режиссер Виктор Иванов. Сценарист Иван Стаднюк. Актеры: Александр Леньков, Валерий Бессараб, Зоя Вихорева, Наталья Суровегина и др. 22,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Виктор Иванов (1909–1981) поставил 11 полнометражных игровых фильмов (в основном это были комедии), четыре из которых («За двумя зайцами», «Олекса Довбуш» и «Ключи от неба», «Ни пуха, ни пера») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.
В комедии «Ключи от неба» на материале армейской службы одну из первых своих ролей сыграл Александр Леньков (1943–2014).
Зрители до сих пор вспоминают «Ключи от неба» с удовольствием:
«С детства очень любила этот фильм, мне он тогда казался невероятно смешным. Я сейчас всегда с удовольствием его пересматриваю. И хотя сейчас заметны некоторые, скажем так, шероховатости, и сейчас смеешься уже немного по другим поводам, но хуже он от этого не стал и все равно он такой добрый, смешной и несет такой положительный заряд – что однозначно готова пересматривать еще много раз» (Инес).
«На редкость удачный фильм! Все в нем гармонично – музыка, красивые съемки, динамичный сюжет, удачно подобранные актеры. Фильм очень веселый, легкий, смотрится на одном дыхании. Даже странно, что в военном фильме, снятом в 60–е годы нет никакого намека на идеологическую пропаганду, на образ врага. Аналогичных этому фильму я, пожалуй, не знаю» (Н. Хилькевич).
Киновед Александр Федоров
Кето и Котэ. СССР, 1948/1953. Режиссеры Вахтанг Таблиашвили, Шалва Гедеванишвили. Сценарист Сико Пашалишвили (по мотивам пьесы Авксентия Цагарели "Ханума"). Актеры: Медея Джапаридзе, Бату Кравейшвили, Петр Амиранашвили, Шалва Гамбашидзе, Тамара Чавчавадзе и др. 22,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Вахтанг Таблиашвили (1914–2002) сумел поставить только три полнометражных фильма, из которых только его дебютная работа «Кето и Котэ» сумела войти в тысячу самых популярных советских кинолент.
Режиссер Шалва Гедеванишвили (1897–1990) работал в основном в мультипликационном кино. Игровых фильмов у него на счету было всего два, и успешной в прокате была тоже только комедия «Кето и Котэ».
Премьера «Кето и Котэ» состоялась в Грузии в 1948 году, но до всесоюзного экрана эта лента добралась только в 1953, что, впрочем, ничуть не помешало ее зрительскому успеху (не даром же пьеса «Ханума» входит в репертуар театров до сих пор)…
Киновед Александр Федоров
Правда – хорошо, а счастье – лучше. СССР, 1952. Режиссеры Сергей Алексеев, Борис Никольский (по одноименной пьесе А.Н.Островского). Актеры: Николай Рыжов, Евдокия Турчанинова, Валерия Новак, Варвара Рыжова, Александр Карцев, Александр Сашин–Никольский и др. 22,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Сергей Алексеев (1896–1969) поставил 7 полнометражных игровых фильмов (в основном это были фильмы–спектакли), из которых в тысячу самых популярных советских фильмов вошел только фильм–спектакль «Правда – хорошо, а счастье – лучше».
Режиссер Борис Никольский (1894–1962) был режиссером спектакля «Правда – хорошо, а счастье – лучше», поставленного в Малом театре.
Эту экранизацию комедии А.Н. Островского, снятую в период так называемого «малокартинья», зрители теперь вспоминают редко, но она ценна тем, что запечатлела на пленке манеру театральной игры актерской школы столичного Малого театра…
Киновед Александр Федоров
"Сто грамм" для храбрости. СССР, 1977. Режиссеры: Борис Бушмелёв, Анатолий Маркелов и Георгий Щукин. Сценаристы: Григорий Горин, Николай Пушков, Виктория Токарева. Актеры: Игорь Ясулович, Юрий Кузьменков, Юрий Белов, Рина Зелёная, Александр Пашутин, Михаил Светин, Владимир Басов, Валентина Титова, Николай Гринько, Александр Белявский, Борислав Брондуков, Татьяна Васильева, Эммануил Геллер, Анастасия Георгиевская, Нинель Мышкова, Светлана Старикова, Валентина Березуцкая, Виктор Сергачёв, Григорий Шпигель, Георгий Тусузов и др. 22,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Борис Бушмелёв (1937-2020) поставил 7 фильмов, в основном – развлекательных жанров, но только один из них («"Сто грамм" для храбрости») вошел в тысячу самых популярных советских кинолент.
Режиссер Анатолий Маркелов тоже поставил 7 фильмов (включая короткометражные), и тоже только один из них (про «Сто грамм») вошел в тысячу самых популярных советских кинолент.
Режиссер Георгий Щукин (1925–1983), как ни странно, поставил все те же 7 фильмов, но оказался удачливее двух своих упомянутых выше коллег: в тысячу самых популярных советских кинолент у него попали две работы («Алешкина любовь» и «"Сто грамм" для храбрости»).
Итак, состоящая из трех новелл антиалкогольная комедия «"Сто грамм" для храбрости» была тепло встречена зрителями 1970–х, но у сегодняшней аудитории восприятие во многом иное:
«Как можно такой примитив, такую халтуру серьёзно обсуждать? Ну и что с того, что подняты важные вопросы? Это ведь не собрание, а произведение искусства. А здесь произвели набор актерских штампов и нежизненных поступков карикатурных персонажей. … Сценарная линия … такая слабая, нежизненная и притянутая за уши, что мне было стыдно за артистов, когда я его смотрел. Примитивные, повторяющиеся шутки, штампованные фразы… Короче, бред» (Л. Жегленко).
«Лично мне этот фильм не понравился. Ненавижу пьянство (сколько я перевидал деградировавших и погибших от него людей!). Но вот посмотрел я этот "антиалкогольный" фильм, … так пропагандировать против алкоголя нельзя. Кто поверит, что практически непьющий человек вот так выпьет одну–две рюмки и становится немедленно пьяной скотиной? А вот рассмотрели бы атмосферу в рабочих общежитиях и рабочих районах, где уже в те относительно благополучные времена многие начинали керогазить ещё с раннего школьного возраста! Но – низзя, это ж пролетариат, передовой класс! А вот так глумиться над интеллигенцией – это всегда было – пожалуйста! Обратите внимание – персонажи Ясуловича, Светина и Гринько – интеллигенты, получается, что это от них всё зло (именно такое ощущение возникает после просмотра)» (Слава).
Киновед Александр Федоров