Найти в Дзене
Морена Морана

Три иллюзии, которые лишают женщин безопасности

Оглавление

Так случилось, что моя старая статья выстрелила в Дзене через много лет. Речь шла о девушке, которую запер дома «ухажер», с целью сделать более покладистой. Конечно, ухажером это можно назвать только в кавычках, и счастье, что девушка, имеющая физическую подготовку, смогла уйти на свободу через окно второго этажа (и не замерзла в апреле). В милицию было идти, по сути, не с чем – ее слова против его, никаких повреждений. Так что девушка отделалась легким испугом. А спустя много лет решила рассказать эту историю в анонимном письме.

Однако самое интересное представляет даже не эта жутковатая история, а комментарии. Кто-то возмутился, кто-то девушку поддержал… А кто-то пребывал в иллюзиях. Рискну стать капитаном очевидность, но мне кажется, что некоторые вещи стоит повторять снова и снова. Так вот, какие иллюзии есть у наших дам относительно собственной безопасности.

- Я сильная и смогу отбиться! А она просто не старалась

Вообще, чувствовать себя беззащитным, и признавать, что есть такие ситуации, в которых ты можешь оказаться полностью беззащитным, очень тяжело. Поэтому в воображении у самых уязвимых частенько рождается план самообороны. И этот план надежен, как швейцарские часы. В комментариях под сводками криминальных происшествий обязательно пишут: «я бы на ее месте».

- Я бы на ее месте прыгнула из машины на ходу (чревато травмами, а иногда летальным исходом).

- Я всегда ношу с собой баллончик (ага, распыли его в машине или лифте).

- Я бы убежала, всегда есть возможность убежать (спойлер – нет).

- Я бы положилась на мои стальные нервы-канаты…

Едва ли когда-либо эти люди бывали в действительно критической ситуации, иначе они бы знали: то, как работают наши мозги в обычном режиме и то, как в чрезвычайном – две большие разницы. Умом многие знают, что делать. А вот оказавшись в эпицентре событий, могут вдруг ощутить полный ступор, неспособность сопротивляться, скованность движений. Или начать какую-то бесплодную, ненужную активность, которая тут же будет нейтрализована. Причем, такие вещи очень сложно предсказать.

Никогда нельзя знать заранее, как поведешь себя в условиях, отличных от нормальных, именно ты. Но точно можно сказать, как ты себя НЕ поведешь. Как рембо, расшвыривающий врагов одной левой. Все эти подготовки на курсах самообороны, все эти боевые единоборства имеют скорее психотерапевтический эффект. А могут и навредить, если человек переоценит себя.

- Я в милицию побегу. Моя милиция меня бережет, а она глупая!

Вообще, находясь у себя дома на диване, похрустывая чипсами и читая свежие новости про какой-нибудь харассмент, очень легко убедить себя в том, что посадить преступника очень просто. И так же просто кого-то оговорить. Приходишь в милицию, показываешь пальчиком, и вуаля.

Это, наверное, говорят опять же те, кто не сталкивался с деятельностью милиции. Там сидят закаленные жизнью и всяким увиденным ребята, которых не так-то просто обмануть. Хотя бы потому, что изначально они уже тебе не верят. Они перепроверяют все, даже то, о чем тебе не хочется говорить. Это – особенно.

У нас принято в интернетах сокрушаться, что сейчас много несправедливых приговоров. Конечно, когда они были справедливыми. Но забывают говорить, сколько у нас «отказного материала». То есть случаев, когда описанного было недостаточно для заявления…

Столкнувшись с насилием, человек находится в шоке. Он оглушен, и имеет только одно стремление – забраться, забиться подальше. Отмыться, забыть, не вспоминать. Нет ничего более естественного, чем это. Это так же нормально, как прижимать к себе большую руку. Как моргать. Да, волевым усилием можно заставить себя сделать иначе. Если у тебя есть конкретика. А если слова против слов… Если был выпит бокал вина… А если не бокал…

Да, в милицию идти надо. Но я понимаю, почему многие отбившиеся жертвы нападений этого не сделали. Не говоря уже о случаях, когда до прямого ущерба не дошло, а были лишь всякие подозрительные знаки.

- Мои близкие, и вообще все нормальные люди меня поддержат, а на неадекватных не стоит обращать внимания

В идеальном мире, конечно же, так и должно быть. К кому идти за поддержкой, как ни к матери, ни к мужу, ни к подруге. Но на деле бывает по-разному.

Например, на одном из порталов я читала историю девушки, чья мать настояла на сохранении ребенка, зачатого в результате насилия. Это были страшные месяцы «виноватинга», которые сопровождались прессингом родительницы. А идти девушке-подростку было некуда. В результате она все равно потом сбежала. А сын вырос копией своего отца. Не только внешне, но и внутренне. Теперь проблемы с ним расхлебывает бабка.

Другая женщина в течение 10-лет хранила свой страшный секрет, рассказывая о нем только на исповеди. 8 лет не имела отношений. А потом, когда встретила тому самому, рассказала мужу… «Потом сгладилось все, если бы мой мужчина мне не напомнил. Я поделилась с ним этим фактом своей биографии, и он бурно отреагировал. Я получилась как бы "меченая"…»

Это, конечно, крайние случаи. Но многие ведь боятся говорить близким не просто так. У мамы может быть слабое сердце, муж может быть «горячим», и очень не хочется, чтобы он сам пострадал или сел, бросившись искать преступника… А люди разные.

Короче говоря, мир небезопасен и несправедлив. И конечно лучше сопротивляться, чем не сопротивляться (хотя, смотря в какой ситуации), с милицией лучше, чем без, и с близкими тоже лучше, чем без. Но неприятная правда состоит в том, что все эти столпы безопасности могут дать сбой. И единственное, что мы можем сделать для того, чтобы количество этих сбоев уменьшить – перестать кого-то осуждать того, у кого не получилось защититься. Мы никогда не знаем, что бы сделали на его месте. А кто утверждает, что знает – врет самому себе…

Сталкивались ли вы с иллюзиями безопасности – мол, со мной точно ничего не может случиться? Что это были за иллюзии?