Сегодня мы с вами отвлечемся от злободневных тем и посетим одно из самых приятных и познавательных заведений Москвы - Третьяковскую галерею.
У входа нас встречает не только ее основатель Павел Третьяков (с ним мы знакомились во время прогулки по Лаврушинскому переулку), но и любопытный декрет 1918 года о национализации музея, подписанный Лениным.
Как и любое подобное заведение, галерея начинается с вешалки.
Каждый экспонат здесь дороже золота, поэтому куртки, зонты, рюкзаки и прочие габаритные вещи сдаются в гардероб и камеру хранения. А вот с колюще-режущими предметами, токсичными веществами и аэрозолями дальше досмотровых рамок пройти не получится.
В нижнем вестибюле расположены кассы, кафе и магазины, в которых можно приобрести разнообразные сувениры, от красивых до съедобных.
Здесь же готовится к просмотру выставки разношерстная публика от мала до велика. Я посещал галерею в предпраздничный день, поэтому имел удовольствие лицезреть просто огромное количество людей. Намного лучше планировать визит в будни, но такая возможность есть далеко не у всех.
Основная красота начинается сразу за стойкой контроля билетов.
Всех посетителей приветствует бронзовый бюст Павла Михайловича Третьякова работы скульптора Сергея Волнухина, мимо дома которого мы проходили совсем недавно.
Главное здание галереи состоит из 62 залов. Нумерация начинается со второго этажа, на который ведет мраморная лестница.
Залы 1-7 - живопись и скульптура XVIII века.
Здесь представлены работы гениальных портретистов Рокотова, Антропова, Левицкого, Боровиковского и Никитина, писавших портреты представителей императорской семьи и других важных чинов;
пейзажиста Алексеева, автора знаменитой картины "Красная площадь в Москве";
скульптора Федота Шубина, чьи произведения имели необычайное сходство с оригиналами.
В залах 8-10 и 12-15 представлены работы живописцев и скульпторов первой половины XIX века. Наибольшее внимание привлекают масштабные работы, некоторые занимают практически всю стену. Среди них - неоконченная картина Карла Брюллова "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году", над которой художник трудился 4 года для получения звания старшего профессора Академии художеств.
Взгляды многих посетителей прикованы к картинам Александра Иванова, создававшего произведения искусства на библейские темы. Его самая известная работа - "Явление Христа народу".
Зал 11 полностью посвящен графическим эскизам, которые Иванов создавал в процессе работы над своими полотнами.
Обязательной к просмотру в ходе экскурсии становится картина "Неравный брак" Василия Пукирева.
Ее можно увидеть в одном из залов, украшенных работами творцов второй половины XIX века. Всего таких залов 19, с 16 по 31 и с 35 по 37.
Картины интересно рассматривать не только издалека, как учат в школах искусств, но и практически в упор, в попытке выявить ранее невидимые детали. Знали ли вы, к примеру, что у одного из охотников, устроившего привал, шляпа заметно пострадала от неудачного выстрела дробью?
Или замечали, что некоторые черепа на картине Верещагина "Апофеоз войны" прорублены тяжелым ударом меча?
На фоне пейзажей Шишкина очень любят фотографироваться красивые девушки.
А над судьбой боярыни Морозовой задумываются многие неравнодушные посетители.
Рядом с картиной в массивных рамах висят многочисленные этюды, созданные ее автором Василием Суриковым, чтобы гости галереи смогли как можно глубже погрузиться в творчество художника.
На мой взгляд, эти залы остаются наиболее привлекательными для гостей галереи.
Фотографические сходство большинства картин поражает!
В залах 32-34 и 38-48 представлены живопись и скульптура рубежа XIX-XX веков.
Отдельное пространство посвящено творчеству Михаила Врубеля. Его "Принцесса Греза" считается самым известным панно Москвы.
Врубель был известен не только как художник, но и как талантливый оформитель. Среди его уникальных произведений - камин "Микула Селянинович и Вольга", выполненный из майолики.
До 1965 года камин находился в жилом доме и использовался по своему прямому назначению.
Особое место занимает "Девочка с персиками" Серова.
На картине изображена дочь мецената Саввы Мамонтова, который принимал важное участие в жизни и становлении многих русских художников - Репина, Васнецова, Поленова, Врубеля и самого Серова.
В залах 49-54 представлена графика XVIII - начала XX веков.
Зал 55 получил скромное название "Сокровищница" за находящиеся в нем несметные богатства - изделия из драгоценных камней и благородных металлов.
Последние залы 56-62 переносят нас во времена существования Древней Руси и знакомят с иконописцами Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым.
Также здесь представлены чудесно сохранившиеся работы неизвестных мастеров, среди которых - множество житийных икон.
Последний зал позади. Уставший, но счастливый от обилия впечатлений я выхожу на улицу.
Если помните, в одной из публикаций я рассказывал, что ранее у центрального входа в галерею стоял памятник Сталину, но в 1958 году он был перенесен во внутренний двор Третьяковки подальше от людских глаз. В этот раз мне удалось познакомиться с ним поближе. Гранитный вождь смотрится как новенький, он стоит в углу и не особо желает общаться с людьми.
Своим проницательным взглядом Сталин следит за строительством нового корпуса Третьяковской галереи, который обещают открыть в 2024 году.
Но это будет уже совершенно другая история.
Спасибо за внимание!
Расскажите, когда вы последний раз бывали в Третьяковской галерее, и какие картины произвели на вас наибольшее впечатление?
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.