Двигатель – это сердце. Оно должно работать чётко и ритмично. От этого зависит жизнь и пройденный километраж. А потому важно чтобы моторист был профессионалом, способным управлять процессом жизни и деятельности важнейшего органа.
Принято считать, что именно братья Людвиг и Эрнест Метцли являются авторами крылатой фразы - «Реклама — двигатель торговли». Не думаю, что это правда, ибо в оригинале слоган звучал проще: «Объявление — двигатель торговли». Слово «реклама» заняло первое место со временем, с развитием не только словесной, но и видовой вариации. Речевая трансформация, приближенная временем и условиями, удобная по смыслу и на слух.
Об открытии дела
«Вы связаны массой разных мелочей, благодаря которым вы не можете осуществить намеченной цели — развить свое дело. Если вы обратитесь в Торговый дом Л. и Э. Метцль и Ко, то Вам помогут достичь желаемого при помощи умелой рекламы, заключающейся в правильном распределении объявлений по изданиям, в их изящном внешнем виде и логическом содержании», — так братья оповестили мир о своей деятельности. Они решили взять на себя рекламные компании организовывающихся и уже действующих предприятий, открыли в 1878 году «Центральную контору объявлений торгового дома Л. и Э. Метцль и Ко». Она и стала и крупнейшим в стране агентством по сбору, изготовлению и распространению заказов на рекламу. Поскольку, не было необходимости создавать свою рекламную газету, газет в то время было много, и они издавались печатными домами, типографиями, то оставалось лишь заключить договора на размещение в газетах объявлений, добавляя свои проценты к тарифу газеты. Заработок братьев в начале был не велик, ведь услуги их стоили всего 20-30% от стоимости газетного размещения, но обилие площадок для рекламы – увеличивало его многократно. Да и от столиц вдалеке начали свою предпринимательскую деятельность: Ростов-на-Дону, Москва (Кузнецкий мост 3, Мясницкая, 22), и, наконец-то, Петербург (Большой Морской, 11). Совсем скоро реклама товаров нашла свое место в российских и зарубежных изданиях.
Страницы истории
Отделения конторы работали в Париже, Нью-Йорке, Бостоне, Берлине и Тегеране. В Петербурге и в Варшаве были самые крупные отделения – что и говорить, граница, железная дорога, таможня и продажа в другие страны.
1901-1902 годы – смена названия конторы, теперь это «Российское акционерное общество объявлений», уставной капитал - 2 млн. рублей. Монополисты! 80% газетных изданий Российской империи сотрудничала с фирмой братьев Метцль. Открылась контора даже в Персии.
Людвиг Метцль родился в Праге, а умер, как говорят, в 1900 году в Москве. Но, об этом в конце статьи поговорим. Пожалуй, это максимум информации об этом необыкновенном родственном дуэте.
Архивы дают возможность проследить историю становления и развития их работы в России:
1882 год – медаль «за полезное» из рук императора Александра III. В чём заключалась полезность?
В формировании и показе пакета работы полиграфической продукции за целых 25 лет. Это огромный труд, который и выполнен, и финансировался самим предпринимателем.
Спустя 14 лет - бесплатная читальня, где каждый посетитель мог ознакомиться с русской и иностранной периодикой, и первый пресс-центр для газетчиков.
Людвиг Метцль - журналист. Его статьи на тему экономики, написанные для «Торгово-промышленной газеты» (учредитель Министерство финансов) вызывали искренний интерес публики, повышая интерес к изданию и прибыль от продаж тиражей.
1884 год - журнал «Радуга»,
1886-1888 годах — ежемесячный литературный журнал «Эпоха» (о чем упоминает в своей переписке Антон Павлович Чехов). Издателем журналов был Людвиг Менцель.
А тут я вновь о повседневности – всеми трудами своими он популяризировал свою фирму, рекламируя других и их товары, монополист в рекламном бизнесе – оказывал огромное влияние на рост тиражей газет, при этом работал и с крупными и маленькими провинциальными изданиями, став своего рода флюгером в рекламе времени прошедших и наших дней.
Главная загадка пути и успеха
Ну, а теперь о самой большой загадке семьи Менцель. Корни её кроются в 1900 году – говорят, что именно в это время Людвиг покинул бренный мир, полный интересных ему дел. Фирма перешла в руки брата. И 17 лет, до полной и безоговорочной монополизации рекламного дела государством процветала под руководством Эрнеста Менцля.
Но, увы, про этого исторического персонажа, младшего брата, нет совсем никаких известий, только вопросы. Нет даже фотоизображения, упоминания в бумагах архивных. Зато есть чёткие упоминания в письмах, мемуарах о фирме, как о предприятии Людвига Менцеля, и даты этих бумаг относятся к ХХ веку. А в Парижском музее Орси имеется портрет Менцеля старшего, датированный 1907 годом, написанный Л.О. Пастернаком. Тем более, что фирма перестала существовать в России в 1917 году, но продолжала свою работу в полном объёме в других странах.
Может быть ответ на загадку кроется в зеркальном отображении события – смерти младшего брата? А Людвиг продолжил работу, ведь он всегда был лицом фирмы, профессиональным коммерсантом, журналистом, издателем. И именно его трудами предприятие даже после закрытия российских отделений продолжило свою работу на ниве рекламного бизнеса.
Ответ правильный пока скрыт в архивах Чехии или Польши.
С вами, ЕленаАртова