Найти тему
АртовПортал

О том, как создавался двигатель торговли

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Двигатель – это сердце. Оно должно работать чётко и ритмично. От этого зависит жизнь и пройденный километраж. А потому важно чтобы моторист был профессионалом, способным управлять процессом жизни и деятельности важнейшего органа.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Принято считать, что именно братья Людвиг и Эрнест Метцли являются авторами крылатой фразы - «Реклама — двигатель торговли». Не думаю, что это правда, ибо в оригинале слоган звучал проще: «Объявление — двигатель торговли». Слово «реклама» заняло первое место со временем, с развитием не только словесной, но и видовой вариации. Речевая трансформация, приближенная временем и условиями, удобная по смыслу и на слух.

Об открытии дела

«Вы связаны массой разных мелочей, благодаря которым вы не можете осуществить намеченной цели — развить свое дело. Если вы обратитесь в Торговый дом Л. и Э. Метцль и Ко, то Вам помогут достичь желаемого при помощи умелой рекламы, заключающейся в правильном распределении объявлений по изданиям, в их изящном внешнем виде и логическом содержании», — так братья оповестили мир о своей деятельности. Они решили взять на себя рекламные компании организовывающихся и уже действующих предприятий, открыли в 1878 году «Центральную контору объявлений торгового дома Л. и Э. Метцль и Ко». Она и стала и крупнейшим в стране агентством по сбору, изготовлению и распространению заказов на рекламу. Поскольку, не было необходимости создавать свою рекламную газету, газет в то время было много, и они издавались печатными домами, типографиями, то оставалось лишь заключить договора на размещение в газетах объявлений, добавляя свои проценты к тарифу газеты. Заработок братьев в начале был не велик, ведь услуги их стоили всего 20-30% от стоимости газетного размещения, но обилие площадок для рекламы – увеличивало его многократно. Да и от столиц вдалеке начали свою предпринимательскую деятельность: Ростов-на-Дону, Москва (Кузнецкий мост 3, Мясницкая, 22), и, наконец-то, Петербург (Большой Морской, 11). Совсем скоро реклама товаров нашла свое место в российских и зарубежных изданиях.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Страницы истории

Отделения конторы работали в Париже, Нью-Йорке, Бостоне, Берлине и Тегеране. В Петербурге и в Варшаве были самые крупные отделения – что и говорить, граница, железная дорога, таможня и продажа в другие страны.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

1901-1902 годы – смена названия конторы, теперь это «Российское акционерное общество объявлений», уставной капитал - 2 млн. рублей. Монополисты! 80% газетных изданий Российской империи сотрудничала с фирмой братьев Метцль. Открылась контора даже в Персии.

Людвиг Метцль родился в Праге, а умер, как говорят, в 1900 году в Москве. Но, об этом в конце статьи поговорим. Пожалуй, это максимум информации об этом необыкновенном родственном дуэте.

Архивы дают возможность проследить историю становления и развития их работы в России:

1882 год – медаль «за полезное» из рук императора Александра III. В чём заключалась полезность?

В формировании и показе пакета работы полиграфической продукции за целых 25 лет. Это огромный труд, который и выполнен, и финансировался самим предпринимателем.

Спустя 14 лет - бесплатная читальня, где каждый посетитель мог ознакомиться с русской и иностранной периодикой, и первый пресс-центр для газетчиков.

Людвиг Метцль - журналист. Его статьи на тему экономики, написанные для «Торгово-промышленной газеты» (учредитель Министерство финансов) вызывали искренний интерес публики, повышая интерес к изданию и прибыль от продаж тиражей.

1884 год - журнал «Радуга»,

1886-1888 годах — ежемесячный литературный журнал «Эпоха» (о чем упоминает в своей переписке Антон Павлович Чехов). Издателем журналов был Людвиг Менцель.

А тут я вновь о повседневности – всеми трудами своими он популяризировал свою фирму, рекламируя других и их товары, монополист в рекламном бизнесе – оказывал огромное влияние на рост тиражей газет, при этом работал и с крупными и маленькими провинциальными изданиями, став своего рода флюгером в рекламе времени прошедших и наших дней.

Главная загадка пути и успеха

Ну, а теперь о самой большой загадке семьи Менцель. Корни её кроются в 1900 году – говорят, что именно в это время Людвиг покинул бренный мир, полный интересных ему дел. Фирма перешла в руки брата. И 17 лет, до полной и безоговорочной монополизации рекламного дела государством процветала под руководством Эрнеста Менцля.

Людвиг Менцль. Фото из открытых источников
Людвиг Менцль. Фото из открытых источников

Но, увы, про этого исторического персонажа, младшего брата, нет совсем никаких известий, только вопросы. Нет даже фотоизображения, упоминания в бумагах архивных. Зато есть чёткие упоминания в письмах, мемуарах о фирме, как о предприятии Людвига Менцеля, и даты этих бумаг относятся к ХХ веку. А в Парижском музее Орси имеется портрет Менцеля старшего, датированный 1907 годом, написанный Л.О. Пастернаком. Тем более, что фирма перестала существовать в России в 1917 году, но продолжала свою работу в полном объёме в других странах.

Может быть ответ на загадку кроется в зеркальном отображении события – смерти младшего брата? А Людвиг продолжил работу, ведь он всегда был лицом фирмы, профессиональным коммерсантом, журналистом, издателем. И именно его трудами предприятие даже после закрытия российских отделений продолжило свою работу на ниве рекламного бизнеса.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Ответ правильный пока скрыт в архивах Чехии или Польши.

-7

С вами, ЕленаАртова